(«Декларация Сен-Мало»)
(Сен-Мало, 3-4 декабря 1998 г.)
Декларация послужила отправной точкой для проекта создания «европейского пула военных ресурсов» - военного контингента, подчиненного структурам Европейского союза и потенциально не зависимого от НАТО. Принятие Декларации Сен-Мало стало возможным благодаря позитивному сдвигу, который произошел в отношении британского правительства Т.Блэра к «европейскому оборонному проекту».
Главы государств и правительств Франции и Великобритании пришли к согласию о том, что:
1. Европейский союз должен быть в состоянии играть соответствующую его потенциалу роль на международной арене. Это означает воплощение в жизнь Амстердамского договора, который создает твердую основу для международной деятельности ЕС. Важной задачей является полная и быстрая реализация положений договора, касающихся Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). Это включает ответственность Европейского совета за принятие решений о поступательном развитии общей оборонной политики в рамках ОВПБ. Совет должен быть в состоянии принимать на межправительственной основе решения, касающиеся всего спектра действий, описанных в главе V Договора о Европейском союзе.
2. Достижение данной цели требует наделения Союза потенциалом для самостоятельных действий, подкрепленным убедительной военной составляющей, механизмом принятия решений о ее использовании и готовностью пойти на это в целях реагирования на международные кризисы.
В процессе движения к обозначенной цели государства-члены ЕС должны соблюдать свои обязательства по коллективной обороне (в соответствии со статьей 5 Вашингтонского договора и статьей V Брюссельского договора). Укрепляя единство стран-членов ЕС для того, чтобы Европа могла сделать значимым свой голос в международных делах, и одновременно выполняя наши обязательства в рамках НАТО, мы увеличиваем жизнеспособность Атлантического альянса, который является основой совместной обороны его членов.
Европейские государства будут действовать в институциональных рамках Европейского союза (включающих Европейский совет, Совет министров иностранных дел и встречи министров обороны).
При усилении единства европейского подхода к международным делам необходимо в должной мере учитывать различия в позициях отдельных европейских государств.
С должным уважением необходимо относиться к различиям в характере отношений между странами [членами ЕС - Сост.] и НАТО.
3. Придание Европейскому союзу возможности принятия решений и подключения военной силы в ситуациях, в которые НАТО как единое целое вовлечено не будет, требует наделения ЕС соответствующими структурами, механизмами ситуационного анализа, источниками разведывательной информации, а также необходимым потенциалом стратегического планирования; при этом необходимо избегать ненужного дублирования, принимая во внимание имеющиеся в наличии ресурсы Западноевропейского союза и динамику его отношений с ЕС. В этой связи, Европейскому союзу потребуется доступ к соответствующим военным ресурсам (европейским ресурсам, входящим в европейскую опору НАТО, или национальным или многосторонним ресурсам, не подчиненным НАТО).
4. Европа нуждается в укрепленных вооруженных силах, способных оперативно реагировать на новые опасности и поддержанных сильной и конкурентоспособной военной промышленностью и технологической базой Европы.
5. Мы полны решимости объединить наши усилия, чтобы данные цели нашли конкретное выражение в деятельности Европейского союза.