Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

(Вашингтон – Оттава – Мехико, 17 декабря 1992 г.)

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) – соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 г. и вступило в силу 1 января 1994 г.

Предварительные тексты соглашения обсуждались представителями трех стран в течении 1991-1992 гг. и были фактически окончательно выверены в августе 1992 г. на трехсторонней американо-канадско-мексиканской встрече в Техасе. Официальное подписание подготовленных проектов высшими руководителями стран-участниц состоялось одновременно в трех столицах.

Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

В сентябре 1988 г. после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как её части, - Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке – снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне.

В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т. д.

Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами – Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

Цели НАФТА:

- устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

- создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

- привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

- обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

- создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

- создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

- создание единого континентального рынка.

США являются практически единственной индустриальной страной мира, не признающей неимущественные права на авторские произведения и отказывающей им в судебной защите. Правовым системам Мексики и Канады такой подход не свойственен. В силу этого нормативными документами НАФТА после ряда дискуссий было прямо определено, что присоединение США к НАФТА не окажет влияния на законодательство США об интеллектуальной собственности по данному вопросу. НАФТА прямо указывает, что не налагает никаких обязательств на США, касающихся того, чтобы законодательство США соответствовало требованиям ст.6 Бернской конвенции о запрете на самовольное искажение, переписывание, иное изменение какого-либо авторского произведения.

Структура НАФТА:

Центральный институт – Комиссия по свободной торговле.. В нее входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать возникающие споры.

Координирующий Секретариат НАФТА призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

Преамбула

…Правительство Канады, Правительство Соединенных Штатов Мексики и правительство Соединенных Штатов Америки… согласились со следующим.

Североамериканское соглашение о свободной торговле

Раздел первый. Основная часть

Глава 1. Цели

…Статья 101. Установление зоны свободной торговли

Государства-участники данного соглашения в соответствии со статьей 24 Генерального Соглашения по тарифам и торговле настоящим создают зону свободной торговли.

Статья 102. Цели

1. Целями данного Соглашения, как то конкретизируется принципами и правилами, установленными данным Соглашением, относящимся к разделам о национальном режиме, режиме наибольшего благоприятствования и транспарентности, являются:

а) устранение барьеров в торговле и усовершенствование процессов свободного движения товаров и услуг на территории государств-участников Соглашения;

б) обеспечение условий честной конкуренции в зоне свободной торговли;

в) увеличение в значительной степени возможностей осуществления инвестиций на территории государств-участников Соглашения;

г) обеспечение адекватных и эффективных мер по защите и осуществлению на практике прав по интеллектуальной собственности на территории государств-участников Соглашения;

д) создание эффективных процедур по введению в действие и практическому применению данного Соглашения, для координирования совместного управления данных процедур, а также для разрешения споров; и

е) установление основ для дальнейшего трехстороннего, регионального и многостороннего сотрудничества, с целью увеличения приобретения выгод и преимуществ от использования данного Соглашения.

2. Стороны должны толковать и применять условия данного Соглашения в соответствии с основными целями, изложенными в параграфе 1, и в соответствии с применяемыми нормами международного права…

Статья 103. Соотнесенность с другими соглашениями

Статья 104. Соотнесенность с соглашениями по защите и сохранению окружающей среды

Статья 105. Границы действия обязательств

Подраздел А. Институты

Статья 2001. Комиссия по свободной торговле

1. Государства-участники Соглашения учреждают Комиссию по свободной торговле, включающую в себя представителей на уровне министерств государств-участников Договора или назначенных ими лиц.

2. Комиссия:

(а) осуществляет надзор по введению в действие (имплементации) данного Соглашения;

(б) осуществляет надзор по дальнейшей разработке положений данного Соглашения;

(в) разрешает спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе толкования или применения;

(г) осуществляет надзор за работой всех комитетов и рабочих групп, учрежденных в рамках данного Соглашения, в соответствии с Пр иложением 2001.2; и

(д) рассматривает любые вопросы, которые могут каким-либо образом оказать воздействие на исполнение положений данного Со-глашения.

Комиссия может:

(а) устанавливать и передавать обязанности временным или постоянным комитетам, рабочим или экспертным группам;

(б) прибегать к советам неправительственных групп или отдельных физических лиц;

(в) по взаимному согласию государств-участников Соглашения, принимать любые действия по выполнению своих функций.

4. Комиссия устанавливает правила и процедуры. Все решения Комиссии должны приниматься на основе консенсуса, за исключением тех случаев, когда сама Комиссия придет к иному мнению о способе принятия решения.

5. Комиссия должна собираться, по крайней мере, один раз в год на регулярные сессии. Пост председателя Комиссии на регулярных сессиях должен последовательно переходить к каждому госу- дарству-участнику Договора…

Статья 2002. Секретариат

Комиссия создает Секретариат и наблюдает за работой его национальных секций…

Глава 22

Статья 2204. Прием новых членов

1. Любая страна или группа стран могут быть допущены к участию в этом соглашении на условиях, которые будут согласованы между соответствующей страной или странами и Комиссией после и одобрены в соответствии с законодательными процедурами каждой страны.

2. Данное соглашение не будет применяться в отношениях между любой из стран-участниц и вновь присоединяющейся страной или странами, если в момент присоединения одна из сторон будет против его применения…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: