double arrow

Проблема Север – Юг: общая характеристика


Проблема Север – Юг связана с проводимым на эмпирическом уровне делением мира на богатые северные и бедные южные страны. Проявлением проблемы Север – Юг является глобальное противоречие между развитыми и развивающимися странами.

Согласно статистическим данным, страны Севера превосходят страны Юга по многим показателям, например, по уровню ВВП  на душу населения. Среднедушевые доходы в 20 богатейших странах мира в 37 раз превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах, причем за последние десятилетия этот разрыв удвоился.

По оценкам Программы развития ООН, доля в мировом ВВП составляет: так называемого «золотого миллиарда», т.е. богатейших стран – 86 %, средних стран – 13 %, а на долю беднейших стран приходится лишь 1 %. Различные значения темпов экономического роста приводят к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами.

Политологический термин «Север – Юг» происходит первоначально от неофициального названия «диалог Север-Юг». Такой диалог возник на Парижской Конференции (1976 г.) по международному экономическому сотрудничеству, в которой приняло участие 27 делегаций из 27 стран. В рамках этого «диалога» развивающиеся страны выступили с требованием установления нового международного порядка с тем, чтобы укрепить свои позиции в мировой экономике, увеличить предоставление преференций (преимущества) в торговле и улучшить условия получения современных технологий.




В этом диалоге интересы «Юга» представляют развивающиеся страны, а интересы «Севера» представляют развитые страны. Источником обострения конфликта между Севером и Югом многие политологи считают растущий разрыв в уровнях развития экономики между этими группами стран. Наибольшую опасность вызывает тот факт, что разрыв этот непрерывно увеличивается.

Международный резонанс проблема Север – Юг начала получать еще во второй половине 1960-х гг.. после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.

Ключевыми идеями этой концепции были: во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях; во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.

Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой международной торговли, при которой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали это как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север – Юг. А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.



К середине 1980-х гг. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию внешнего долга на страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.

Но затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять свои позиции и к концу 1980-х гг. фактически перестало существовать. Можно назвать две основные причины его поражения:



Первая – это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.

Вторая – ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север – Юг значительно сузилась.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север – Юг осталась.

Один из аспектов проблемы Север – Юг заключается в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами развивающие страны требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, социальнеы, политические проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые страны (неравенство в уровне развития «глобального Севера» и «глобального Юга» приводит к тому, что основным направлением трудовой миграции в мире является миграция с Юга на Север), а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север – Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности

Неравенство в уровне развития «глобального Севера» и «глобального Юга» многие исследователи называют в качестве причины роста антиамериканизма и ненависти к западной цивилизации в целом, причины популярности исламского фундаментализма и распространения исламистского терроризма.

Кроме контрастов между Севером и Югом, многие экономисты отмечают различия по линии Запад – Восток, заметные также внутри некоторых государств (Западная и Восточная Германия, Европейская и Азиастская части России), где в каждом из случаев сравнение складывается не в пользу востока. Однако, есть и противоположные примеры – Китай, Австралия и Канада, в каждой из этих стран восточная часть, в отличие от западной части, более населена и экономически развита.







Сейчас читают про: