Проблемы в области денежного довольствия военнослужащих

В соответствии со статьей 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Следовательно, денежное довольствие военнослужащих, с одной стороны является мерой оценки государством ратного труда служивых людей, а с другой - одним из важнейших стимулирующих факторов военной службы.

Анализ военного законодательства РФ в области обеспечения денежным довольствием военнослужащих с 01 января 1993 года и до настоящего времени

выявил следующие проблемы, подлежащие корректировке на законодательном уровне:

В соответствии со статьями 12 и 13 ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), месячных и иных надбавок (далее - надбавки) и других дополнительных денежных выплат (далее - выплаты).

В системе формирования денежного довольствия оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию являются основой для начисления месячных и иных надбавок и других дополнительных выплат.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 (ред. от 24.11.1995) "О статусе военнослужащих", действовавшему с 01.01. 1993 года и по 01.01.1998 года размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определялись Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Указанная норма, в части формирования оклада денежного содержания в зависимости от величины МРОТ сохранялась вплоть до 01.07.2000 года и была отменена, как уже указывалось выше, статьей 6 Федерального Закона от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

С 01.01.2000 года и по 01.01.2002 года размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.

Военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Приложению N 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 (начало действия – 01.01.1993 года) в войсках были установлены следующие оклады по некоторым типовым воинским должностям (без учета деноминации 1998 года):

Командующий войсками военного округа 36000

Командующий армией 32000

Командир корпуса 27500 - 28500

Командир дивизии 25500 - 26500

Командир бригады 23000 - 24000

Командир полка 21500 - 22500

Командир батальона, дивизиона 18500 - 19500

Командир роты, батареи 16500 - 17500

Командир взвода 14000 - 15000

Приложением №7 к этому же постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации были установлены с 01.01.1993 года следующие оклады по воинским званиям военнослужащих(без учета деноминации 1998 года):

Младший сержант, старшина 2 статьи      
Сержант, старшина 1 статьи      
Старший сержант, главный старшина      
Старшина, главный корабельный старшина      
Прапорщик, мичман      
Старший прапорщик, старший мичман      
Младший лейтенант      
Лейтенант      
Старший лейтенант      
Капитан, капитан - лейтенант      
Майор, капитан 3 ранга      
Подполковник, капитан 2 ранга      
Полковник, капитан 1 ранга      
Генерал - майор, контр - адмирал      
Генерал - лейтенант, вице - адмирал      
Генерал - полковник, адмирал      
Генерал армии, адмирал флота  
         

Главным управлением военного бюджета и финансирования МО РФ, на основании указанных выше должностных окладов, была разработана тарифная сетка по воинским должностям военнослужащих Вооруженных Сил РФ, которая была доведена до финансовых органов частей секретным приказом МО РФ №020-1993 года. При этом конкретные размеры должностных окладов военнослужащих устанавливались командирами частей в пределах от минимума до максимума по соответствующему тарифному разряду («вилочные» оклады) в зависимости от отношения конкретного военнослужащего к исполнению своих должностных обязанностей.

За период с 01.01.1993 года и по 01.07.2002 года размеры должностных окладов (ДО) и окладов по воинскому званию (ОВЗ) повышались следующим образом:

- с 01.04.1993 года на основании постановления Правительства РФ от 19.04.1993 года №340 ДО были повышены в 1,9 раза и установлены новые размеры ОВЗ.

- с 01.09.1993 года на основании постановления Правительства РФ от 16.09.1993 года №919 ДО и ОВЗ, установленные постановления Правительства РФ от 19.04.1993 года №340 повышены в 1,8 раза.

- с 01.01.1994 года на основании постановления Правительства РФ от 30.12.1993 года №1352 ДО и ОВЗ, установленные постановлением Правительства РФ от 16.09.1993 года №919 увеличены в 1,9 раза.

- с 01.07.1994 года на основании постановления Правительства РФ от 30.06.1994 года №753 ДО и ОВЗ были повышены в 1,4 раза к их размеру на 01.01.1994 года.

- с 01.01.1995 года во исполнение постановления Правительства РФ от 07.12.1994 года №1349 и на основании приказа МО РФ от 10.01.1995 года ДО выплачивались военнослужащим с повышением на 25%. При этом такое повышение не учитывалось при исчислении пенсий военным пенсионерам, что породило массу исков в судебные органы от указанных лиц.

- с 01.04.1995 года на основании постановления Правительства РФ от 06.04.1995 года №311 ДО и ОВЗ повышены в 1,3 раза к их размеру на 01.07.1994 года.

- с 01.09.1995 года на основании постановления Правительства от 30.10.1995 года №1052 ДО и ОВЗ увеличены в 1,54 раза к их размеру на 01.04.1995 года.

Решением Верховного Суда РФ от 16.03.1998 года №ГКПИ 98-32 признаны недействительными (незаконными) п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1995 г. N 311 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации" в части повышения военнослужащим с 1 апреля 1995 г. окладов по воинской должности (должностных окладов) и окладов по воинским (специальным) званиям лишь в 1,3 раза и п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 1995 г. N 1052 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работников таможенной системы Российской Федерации" в части повышения военнослужащим с 1 сентября 1995 г. окладов по воинской должности (должностных окладов) и окладов по воинским (специальным) званиям лишь в 1,54 раза как не соответствующие абзацу второму пункта 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", предусматривающему, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Указанное решение Верховного Суда РФ распространяется только в отношении тех военнослужащих, у которых ДО и ОВЗ по состоянию на 01.04.1995 года и на 01.09.1995 года составляли меньше размера, указанного в пункте 2 статьи 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» (ДО не менее 5 МРОТ, ОВЗ не менее 2,5 МРОТ).

-на основании постановления Правительства РФ от 31.12.1997 года №1675 установлены оклады по воинским званиям военнослужащих, но указанный нормативный правовой акт не опубликован.

- на основании Указа Президента РФ от 24.12.1998 года №1639 Правительству РФ предписывалось:

повысить с 1 января 1999 г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, оклады по занимаемым штатным должностям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции;

повысить с 1 июля 1999 г. в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим, оклады по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции.

К моменту издания поименованного выше Указа Президента РФ размеры ОВЗ были установлены приказом МО РФ №060 от 02.11.1995 года.

Во исполнение этого Указа было издано постановление Правительства РФ от 19.01.1999 года №72. Решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001 года №ВКПИ00-16 приложение №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638. В свою очередь решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года №ВКПИ99-18 признан недействительным (незаконным) п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года как не соответствующий абзацу второму пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

ОДС военнослужащих во исполнение постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года впервые были установлены несекретным приказом МО РФ от 30.01.1999 года №40 «О повышении окладов денежного содержания военнослужащих».

- Указом Президента РФ от 17.08.2000 года №1520 и изданным в его развитие постановлением Правительства РФ от 14.09.2000 года №680 с 01.12.2000 года в 1,2 раза повышены ОДС военнослужащих. Конкретные размеры должностных окладов и окладов по воинским званиям военнослужащих были установлены приказом МО РФ от 07.10.2000 года №475, исходя из размеров ОДС, установленных приказом МО РФ от 30.01.1999 года №40.

С учетом указанных решений Верховного Суда РФ оклады по воинскому званию подлежали увеличению в 2,02 раза с 01.01.1999 года с учетом предыдущих повышений его размера постановлениями Правительства РФ.

Сопоставляя размеры ОВЗ военнослужащих, указанных в приложении №5 к приказу МО РФ от 30.01.1999 года №40 «О повышении окладов денежного содержания военнослужащих» с размером таких окладов, установленных приказом МО РФ от 07.10.2000 года №475 следует сделать вывод, что решения Верховного Суда РФ от 10.04.2001 года №ВКПИ00-16 и от 20.10.1999 года №ВКПИ99-18 не исполнялись ни Правительством РФ, ни Министерством обороны РФ.

Тем самым, по состоянию на 01.07.2002 года оказалось недоплаченным денежное довольствие военнослужащим и пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей всего за 30 месяцев (с 01.01.1999 года и по 01.07.2002 года).

Попытка взыскать недоплаченное денежное довольствие из-за уменьшения ОВЗ военнослужащими вряд ли будет иметь перспективы, а вот военные пенсионеры вправе рассчитывать на перерасчет пенсии за этот период, поскольку абзацем вторым статьи 58 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что «Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком».

Указом Президента РФ от 04.03.2002 года №249 в целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и унификации основных подходов к формированию денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания (вознаграждения) федеральных государственных служащих было постановлено:

1. Правительству Российской Федерации:

до 1 мая 2002 г. представить в установленном порядке предложения:

об установлении соответствия основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти в целях определения размеров окладов денежного содержания указанной категории военнослужащих;

о сроках и размерах повышения окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

о соответствии уровня денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уровню денежного содержания (вознаграждения) федеральных государственных служащих по соответствующим должностям с учетом положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", определяющего военную службу как особый вид федеральной государственной службы.

2. Установить, что при введении системы формирования окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, применительно к должностным окладам и надбавкам к ним за квалификационный разряд федеральных государственных служащих повышение в последующем денежного довольствия и денежного содержания (вознаграждения) указанных категорий государственных служащих осуществляется одновременно при соблюдении условий равенства размеров их увеличения по соответствующим должностям.

Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Рос­сийской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» с 01 июля 2002 года пункт 2 статьи 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» изложен в следующей редакции:

"2. Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Во исполнение Указа Президента РФ от 04.03.2002 года №249 и указанной выше нормы ФЗ «О статусе военнослужащих» были изданы следующие нормативные правовые акты:

- Указ Президента РФ от 01.06.2002 года №537 (в ред. от 30.09.2004 года)

- Указ Президента РФ от от 30.09.2004 года № 1258 (ред. 18.07.2008 года)

- Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 года №462 (в ред. от 01.12.2007)

-приказ МО РФ от 30.06.2006 года №200 (в ред. 07.04.2008 года)

которые регламентируют порядок установления ОДС по типовым воинским должностям.

ОДС последовательно повышались:

- с 01 октября 2003 года в 1,11 раза на (Постановления Правительства РФ от 29.09.2003 года №605 (в ред. от 30.12.2005 года)).

- с 1 января 2006 года в 1,15 раза (Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 N 759).

- с 1 января 2007 года в 1,1 раза (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 857).

- с 01 декабря 2007 года в 1,15 раза (Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 N 759)

- с 1 февраля 2008 г. в 1,09 раза и с 1 октября 2008 г. в 1,09 раза (Постановление Правительства РФ от 31.01.2008 года №35).

Для оценки эффективности увеличения денежного довольствия военнослужащих проведем статистическое сравнение повышения ОДС военнослужащих в соответствии с военным законодательством РФ и с учетом инфляции, начиная с 01.01.1993 года и по 01.10.2008 года:

Согласно данным Госкомстата РФ индекс потребительских цен по Российской Федерации с 01.01.1993 года и по 01.10.2008 года нарастающим итогом составил:

9,4 х 3,15 х 2,31 х 1,218 х 1,11 х 1,844 х 1,366 х 1,202 х 1,186 х 1,151 х 1,12 х 1,117 х 1,109 х 1,09 х 1,119 х 1,116 = 721,8

ПРИКАЗОМ Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200 (ред. от 07.04.2008)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по указанным выше по тексту типовым воинским должностям по состоянию с 01.10.2008 года установлены следующие оклады:

Командующий войсками военного округа 7772

Командующий армией 7254

Командир корпуса 5949

Командир дивизии 5373

Командир бригады 4606

Командир полка 4319

Командир батальона, дивизиона 3839

Командир роты, батареи 3456

Командир взвода 3072

По воинским званиям с 01.10.2008 года размеры окладов составили:

Рядовой, матрос  
Ефрейтор, старший матрос  
Младший сержант, старшина 2 статьи  
Сержант, старшина 1 статьи  
Старший сержант, главный старшина  
Старшина, главный корабельный старшина  
Прапорщик, мичман  
Старший прапорщик, старший мичман  
Младший лейтенант  
Лейтенант  
Старший лейтенант  
Капитан, капитан-лейтенант  
Майор, капитан 3 ранга  
Подполковник, капитан 2 ранга  
Полковник, капитан 1 ранга  
Генерал-майор, контр-адмирал  
Генерал-лейтенант, вице-адмирал  
Генерал-полковник, адмирал  
Генерал армии, адмирал флота  

Таблица №1

По состоянию с 01.10.2008 года увеличение окладов по воинской должности и воинскому званию к уровню 01.01.1993 года составило:

Командующий войсками военного округа 7772: 36 = 215,88

Командующий армией 7254: 32 = 226,69

Командир корпуса 5949: 28,5 = 208,73

Командир дивизии 5373: 26,5 = 202,75

Командир бригады 4606: 24 = 191,91

Командир полка 4319: 22,5 = 191,95

Командир батальона, дивизиона 3839: 19,5 = 196,87

Командир роты, батареи 3456: 17,5 = 197,48

Командир взвода 3072: 15 = 204,8

Таблица №2

Младший сержант, старшина 2 статьи 1511:1,5 =1007,33
Сержант, старшина 1 статьи 1549:2 = 774,5
Старший сержант, главный старшина 1589:2,5= 635,6
Старшина, главный корабельный старшина 1627:3,0= 542,33
Прапорщик, мичман 1762:3,5= 503,42
Старший прапорщик, старший мичман 1800: 4 = 450
Младший лейтенант 1857:5,0= 371,4
Лейтенант 2029:5,5= 368,91
Старший лейтенант 2105:6,0= 350,83
Капитан, капитан-лейтенант 2280:6,5 =350,77
Майор, капитан 3 ранга 2451:7,0 =350,14
Подполковник, капитан 2 ранга 2624: 8,0 =328
Полковник, капитан 1 ранга 2796:9,0 =310,66
Генерал-майор, контр-адмирал 3142:10,0 =314,2
Генерал-лейтенант, вице-адмирал 3315:11,0 =301,36
Генерал-полковник, адмирал 3487:12,0= 290,58
Генерал армии, адмирал флота 360:13,0= 277,15

Разделивкоэффициент инфляции 721,8 на коэффициенты законодательного увеличения ОДС с 01.01.1993 года, сведенные в таблицы №1 и №2 рассчитаем: Уменьшение размера окладов по воинской должности военнослужащих за период с 01.01.1993 года и по 01.10.2008 года по сравнению с уровнем инфляции вцелом по РФ составило:

Командующий войсками военного округа 3,343

Командующий армией 3,184

Командир корпуса 3,458

Командир дивизии 3,56

Командир бригады 3,76

Командир полка 3,76

Командир батальона, дивизиона 3,67

Командир роты, батареи 3,65

Командир взвода 3,524

Уменьшение размера окладов по воинским званиям военнослужащих за период с 01.01.1993 года и по 01.10.2008 года по сравнению с уровнем инфляции вцелом по РФ составило:

Младший сержант, старшина 2 статьи      
Сержант, старшина 1 статьи      
Старший сержант, главный старшина   1,13  
Старшина, главный корабельный старшина   1,33  
Прапорщик, мичман   1,43  
Старший прапорщик, старший мичман   1,6  
Младший лейтенант   1,94  
Лейтенант   1,95  
Старший лейтенант   2,05  
Капитан, капитан - лейтенант   2,05  
Майор, капитан 3 ранга   2,06  
Подполковник, капитан 2 ранга   2,2  
Полковник, капитан 1 ранга   2,32  
Генерал - майор, контр - адмирал   2,3  
Генерал - лейтенант, вице - адмирал   2,39  
Генерал - полковник, адмирал   2,48  
Генерал армии, адмирал флота 2,6
         

Чтобы наглядно отобразить реальное уменьшение размера денежного содержания (ДС) военнослужащих за период с 01.01.1993 года и по 01.10.2008 года приведем расчет денежного содержания командира батальона, майора, имеющего процентную надбавку за выслугу лет (НВЛ) в 70% от ОДС, надбавку за напряженность, сложность и специальный режим службы (ННСС) в 120% от ДО, ежемесячное денежное поощрение (ЕДП) в размере ДО и ежемесячную надбавку за командование (ЕНК) подразделением в 350 рублей:

Получает в настоящее время:

ДО = 3839 руб.; ОВЗ = 2451 руб.; НВЛ = ОДС х 70% = 4403 руб.;

ННСС = ДО х 120% = 4606,8 руб.; ЕДП = ДО = 3839 руб.; ЕНК = 350 руб.

ДС = ДО + ОВЗ + НВЛ + ННСС + ЕДП + ЕНК = 19488,8 руб. (без налога).

Получал бы в случае повышения ОДС, установленного на 01.01.1993 года на коэффициент инфляции по РФ за период с 01.01.1993 года по 01.10.2008 год:

ДС = 3,67х ДО + 2,06 х ОВЗ + (3,97 х ДО + 2,06 х ОВЗ) х 0,7 + 3,67 х ДО х 1,2 +

3,67 х ДО + ЕНК = 14089,13 + 5049,06 + 13396,73 + 16906,95 + 14089,13 + 350 =

= 63881 руб. (без вычета подоходного налога).

Тем самым, чтобы компенсировать потери от инфляции денежного содержания указанному выше военнослужащему, установленному на 01.01.1993 года (далеко не лучший год в экономическом плане для страны) в настоящее время ему надо выплачивать ДС не менее 60000 рублей. Соответственно коэффициент уменьшения ДС составил: 63881: 19488,8 = 3,2778.

Другой важной проблемой при действующей системе формирования окладов по воинской должности военнослужащих является тот факт, что все ДО по нетиповым воинским должностям (их подавляющее большинство в Вооруженных Силах РФ) установлены секретными актами Министра обороны РФ.

Так Министр обороны РФ, своими указаниями от 28 июня 2002 г. № 180/3/390 установил временный Порядок определения тарифных разрядов военнослужащих по контракту в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, установленными с 1 июля 2002 г., исходя из существовавших до этой даты по этим должностям тарифных разрядов. 28 декабря 2002 г. Министр обороны РФ, используя свое право по установлению окладов по нетиповым воинским должностям, утвердил Уточнённый штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров ВС РФ (далее - Перечень). Одновременно указанием от 28 декабря 2002 г. № 180/21/424 Министр обороны РФ отменил ранее им установленный временный Порядок (от 28 июня 2002 г. № 180/3/390) и определил новый порядок пересмотра штатно-должностных окладов военнослужащим и военным пенсионерам и ответственных за проведение данного мероприятия. Выполнение данной работы было возложено на Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ. В частности, Главному управлению поручалось производить уточнение (тарификацию) штатно-должностных окладов по нетиповым должностям военнослужащих и военных пенсионеров в соответствии с утверждённым Перечнем. В последующем Перечень неоднократно уточнялся и дополнялся приказами Министра обороны РФ от 29 августа 2003 г. и от 31 декабря 2003 г., прошедшими юридическую регистрацию в Министерстве Юстиции РФ (носят гриф «совершенно секретно»).

Вместе с тем статьей 7 Закона РФ от 21.07.1993 года №5485-1 (в ред. от 01.12.2007 года) «О государственной тайне» (с изм. от 15.12.2007 года) не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям. Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Кроме того и пункт 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года №763 (в ред. от 28.06.2005 года) «О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ» также предусматривает, что нормативные правовые акты РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина подлежат регистрации в Минюсте РФ и официальному опубликованию.

Следовательно, Министр обороны РФ, изданием секретных нормативных правовых актов, установивших оклады по нетиповым воинским должностям, не только нарушил статью 15 Конституции РФ, статью 7 Закона РФ «О государственной тайне» и Указ Президента РФ от 23.05.1996 года №763 (в ред. от 28.06.2005 года), но и фактически лишил возможности многих военнослужащих и военных пенсионеров обжаловать секретные приказы МО РФ в суде. Дело в том, что нормами статей главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрена возможность обжалования только нормативных правовых актов принятых и опубликованных в установленном порядке, копию которого необходимо представить в суд.

Для устранения выявленных проблем на законодательном уровне необходимо:

1. Обеспечить возврат военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и военным пенсионерам денежного довольствия, недоплаченного за 30 месяцев (с 01.01.1999 года и по 01.07.2002 года) из-за уменьшения размера ОВЗ (ОДС) в этот период с индексацией этих недоплат.

2. Исходя из финансовых возможностей государства в условиях кризиса повысить денежное довольствие военнослужащих путем повышения минимум в 2 раза ОДС.

3. Закрепить увеличение ОДС ежегодно не ниже размера инфляции, установленной на соответствующий год федеральным законом о государственном бюджете.

4. Установить четкий и понятный каждому военнослужащему и военному пенсионеру механизм определения должностного оклада по нетиповой воинской должности. При этом целесообразно установить равный размер должностного оклада по нетиповым воинским должностям по сходной группе воинских должностей (сходным военно-учетным специальностям).


Проблемы в области пенсионного и иного обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Декларируя себя социальным и правовым государством, Российская Федерация бесспорно должна стремиться к такому уровню пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, который бы обеспечил достойный уровень жизни указанных граждан. На фоне предстоящих массовых сокращений офицерского и мичманского состава Вооруженных Сил РФ, крайне низком уровне денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в скором времени вполне может сложиться ситуация, когда обороноспособность страны будет поставлена под угрозу именно из-за низкой привлекательности военной службы. Кроме того, пожалуй, ни один военнослужащий и военный пенсионер не может чувствовать уверенность в завтрашнем дне из-за отсутствия стабильного правового регулирования вопросов их социальной защиты.

Для улучшения положения рассмотрим эволюцию пенсионного законодательства РФ в отношении военнослужащих и членов их семей:

Статьей 2 ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ (ред. от 22.07.2008 года) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дано легальное толкование понятия пенсия: «пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию». Статьей 8 этого же Закона установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих». Во исполнение Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих правительством РФ было издано Постановление от 22.09.1993 года №941 (ред. от 06.12.2007 года) "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ, КОМПЕНСАЦИЙ И ПОСОБИЙ ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ, ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ ПО КОНТРАКТУ В КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН ЛИБО СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее – постановление Правительства №941). Тем самым вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей регламентированы с начала 1993 года специальным законодательством, что вполне оправдано, учитывая статус военнослужащих.

Изучение норм Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и постановления Правительства №941 выявило следующие проблемные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей:

1. До 30.11.2007 года действовала редакция Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, предусматривающая включение стоимости продпайка, выдаваемого военнослужащему в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, установленное статьей 43 этого Закона.

Поскольку ни Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих, ни постановлением Правительства №941 порядок исчисления стоимости пайка, выдаваемого военнослужащему не определялся, то военные комиссариаты РФ, осуществляющие от МО РФ пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей начисляли и выплачивали им пенсию исходя из денежной компенсации стоимости продпайка, выдаваемого военнослужащему в 20 рублей в сутки или 608 рублей 33 копейки в месяц. Заниженный 20-рублёвый суточный размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка военнослужащим был определён ещё Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Этот же размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка не изменялся и в связи с принятием аналогичных федеральных законов на 2001 и последующие годы. Согласно пункту 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства (к которым, безусловно, относится и выплата названной компенсации), не предусмотренные законом о бюджете, то применяется закон о бюджете. Такой позицией руководствовались суды РФ, Верховный Суд РФ, отказывая в исках военных пенсионеров о взыскании недоплаченной пенсии с учетом индексации из-за установления фиксированного размера стоимости пайка, учитываемого при исчислении пенсии (см. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 27.06.2006 N КАС06-253, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 19.10.2004 N 46-В04-19).

В то же время Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 г. N КАС01-370 признаны незаконными п. 8, подп. "б" п. 9 и подп. "б" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка). Аналогичная позиция изложена и в ряде постановлений Конституционного Суда РФ, например Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 года №429-О.

С 01.12.2007 года статьей 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 01.12.2007 N 311-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ" третье предложение статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" о включении в денежное довольствие для исчисления пенсии стоимости продпайка, выдаваемого военнослужащим было исключено. При этом постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 года №837 в 1,15 раза были увеличены ОДС военнослужащих с 01.12.2007 года, а только потом к уже увеличенным окладам по воинскому званию была приплюсована месячная денежная компенсация стоимости пайка в 608,33 рубля.

В результате таких изменений, пенсии военнослужащих увеличились незначительно.

2. Статья 43 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, действовавшая до 30.11.2007 года предусматривала, что в размер пенсии должны включаться "выплаты в связи с индексацией денежного довольствия", т.е. все выплаты, устанавливаемые действующим военнослужащим в целях индексации их денежного довольствия, обеспечения поддержания покупательной способности его размеров, исходя из наблюдаемого в стране уровня инфляции. К таким выплатам (в связи с индексацией), исходя из целей, заявленных законодателем, могут быть отнесены, например, увеличенная в период 2002 - 2005 гг. надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, ежемесячное денежное поощрение в размере оклада по воинской должности, установленное с 1 марта 2005 г.

Однако в ст. 43 вышеназванного Закона сделана оговорка, в соответствии с которой все перечисленные составляющие денежного довольствия учитываются при исчислении пенсий "в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". В Постановлении Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 рассматриваемая норма Закона получила иное звучание:

а) п. 9 Постановления устанавливает, что в денежное довольствие для исчисления пенсий включаются:

- оклад по последней штатной должности;

- оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения;

- процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Таким образом, выплаты в связи с индексацией, названные в указанном Законе, в состав пенсионного денежного довольствия уже прямо не включены.

б) п. 8 Постановления устанавливает, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. 9 Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. В данном случае значение содержащегося в вышеназванном Законе понятия "выплаты в связи с индексацией денежного довольствия" сводится в Постановлении к значению понятия "увеличенные оклады денежного содержания (оклада по должности и воинскому званию)".

Таким образом, п.п. 8 и 9 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации в их взаимосвязи порождают правовую норму (правило), противоречащую по содержанию норме, закрепленной в ст. 43 указанного Закона. Так, по смыслу Закона при определении размеров пенсионного обеспечения военнослужащих учету подлежит индексация (повышение) всей суммы денежного довольствия, выплачиваемого военнослужащим, а по смыслу Постановления лишь отдельной его составной части (окладов денежного содержания и надбавок за выслугу лет). При этом Законом Правительству Российской Федерации в данном случае предоставлено полномочие лишь по определению порядка учета соответствующих выплат военнослужащим при расчете назначаемых им пенсий. Между тем приведенные пункты (8, 9) указанного Постановления Правительства Российской Федерации исключают возможность пересмотра пенсий с момента увеличения (индексации) денежного довольствия, производимого иным способом, не связанным с непосредственным увеличением окладов денежного содержания (например, увеличение (установление) надбавки за сложность, напряженность, введение ежемесячного денежного поощрения и др.), чем активно пользовалось государство, устанавливая доплаты к денежному содержанию военнослужащих.

До 01.12.2007 года предусматривался еще один механизм индексации военных пенсий (подпункт «а» пункта 14 постановления Правительства №941) согласно которому в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения. Данный механизм индексации никогда на практике не применялся из-за отсутствия легального определения понятий «стоимость жизни» и «индекс стоимости жизни». Примечательно, что даже Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18.07.2006 года №271-О фактически отказался проверять конституционность пункта «а» статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и подпункта "а" пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части, касаемой индексации военных пенсий исходя из «индекса стоимости жизни».

Указанное явное противоречие также было устранено законодателем опять же не в лучшую для военных пенсионеров сторону, так как с 01.01.2008 года статья 49 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих была изложена в новой редакции: «Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно».

Тем самым с 01.01.2008 года индексация пенсий военным пенсионерам за выслугу лет стала осуществляться только исходя из увеличения денежного довольствия военнослужащих, конкретно окладов по воинской должности и (или) окладов по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет.

3. Явно несправедливой является и норма статьи 36 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предусматривающая исчисление пенсий по случаю утери кормильца (военного пенсионера) только из сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, без учета, например, норм статьи 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Так, если пенсия за выслугу лет была назначена военному пенсионеру с применением районного коэффициента или иного повышения, то после его смерти такие повышения не учитываются при начислении и выплате пенсий в отношении нетрудоспособных членов его семьи.

4. Определенный произвол таит в себе и последний абзац статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которому на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статья 48 УК РФ предусматривает в качестве дополнительного наказания лишение осужденного с учетом его личности специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Из совокупного анализа правовых позиций Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 № 184-О, Определения Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 года № 379-О и Определения Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 года №132-О следует парадоксальный вывод: право на пенсию за выслугу лет имеет военнослужащий, уволенный в запас и лишенный после увольнения воинского звания, однако если до увольнения в запас военнослужащий был лишен воинского звания, то право на пенсию в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих он утрачивает?!

5. В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941 (с последующими изменениями и дополнениями) при увольнении военнослужащим выплачивается выходное пособие в следующем порядке:

военнослужащим (кроме офицеров, проходивших военную службу по призыву) при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе - в размерах, установленных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов установленных размеров с увеличением пособия военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, на два месячных оклада денежного содержания. Офицерам, состоявшим на военной службе по призыву, при увольнении их в запас или отставку (кроме уволенных по основаниям, указанным в последнем абзаце настоящего пункта) единовременное пособие подлежит выплате в размере двух месячных окладов денежного содержания (награжденным государственными орденами или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации - с увеличением на два месячных оклада денежного содержания);

Пунктом 4 статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены выплаты военнослужащим, увольняемым по льготным основаниям без права на пенсию при определенной выслуге лет.

Выплаты проводятся в процентном соотношении исходя из окладов денежного содержания военнослужащего на момент увольнения. Указанные в этом пункте выплаты практически не позволяют уволенному военнослужащему адаптироваться к мирной жизни.

6. До 01.01.2005 года статьей 31 ЗАКОН РФ от 19.02.1993 N 4520-1

(ред. от 10.01.2003) "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ" предусматривал назначение и выплату пенсии с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет

Этот порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается:

по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев, и женщинам - не менее 5 лет;

по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 8 лет 4 месяцев, и женщинам - не менее 6 лет 8 месяцев.

В соответствии со статьей 1 этого Закона государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях, указанных этим Законом. Определением Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 года №461-О сформирована правовая позиция, согласно которой действие норм статьи 31 ЗАКОНА РФ от 19.02.1993 N 4520-1

(ред. от 10.01.2003) "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ" не распространяется на военнослужащих, проходивших службу на атомных подводных лодках, так как пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется только специальным законодательством. Сопоставляя нормы статьи 31 ЗАКОНА РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 10.01.2003) "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ" (действовал до 01.01.2005 года) и статьи 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» можно прийти к выводу о том, что военнослужащий, прослуживший не менее 6 лет и 8 месяцев на атомных подводных лодках в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и гражданское лицо, проработавшее тот же срок в тех же местностях по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей имеют разное право на применение районного коэффициента к пенсиям?! При этом статьей 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими путем прохождения военной службы.

7. До 01.07.2000 года пунктами 4 и 5 статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим и ряду военных пенсионеров ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивалась денежная компенсация в размере шести установленных федеральным законом на момент убытия в основной отпуск минимальных размеров оплаты труда на самого военнослужащего и в размере трех установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда на супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка. С 01.07.2000 года МРОТ заменен суммой в 100 рублей, которая не индексировалась с этого времени. Тем самым материальное положение военнослужащих и ряда военных пенсионеров значительно ухудшилось из-за инфляции в РФ и регионах.

8. С 01.01.2005 года была отменена статья 17 ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающая, в частности, возможность бесплатного приобретения в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или индивидуального (коллективного) садоводства военнослужащими-гражданами, имеющими выслугу 15 лет и более, а также гражданами, уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности;

для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы - по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Однако отмену норм статьи 17 ФЗ «О статусе военнослужащих», изменение пенсионного (социального) законодательства РФ в отношении военнослужащих следует сопоставлять с указанными выше по тексту Соглашениями стран – участников СНГ, так как в силу части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Исходя из изложенного, подлежат законодательной корректировке следующие вопросы пенсионного (социального) обеспечения военнослужащих и членов их семей:

- Включение в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии особого оклада по воинскому званию по состоянию на 01.12.2007 года, рассчитанного из оклада по воинскому званию, увеличенному на месячную денежную стоимость общевойскового пайка, выдававшегося военнослужащему. При этом такая месячная денежная стоимость рассчитывается исходя из размера на 01.01.2000 года в 608 рублей 33 копейки с применением индекса потребительских цен по РФ нарастающим итогом до 01.12.2007 года (1670 руб.).

- Единовременной выплаты задолженности по пенсии за выслугу лет и инвалидности с 01.01.2000 года и по 01.12.2007 года из-за увеличения месячной денежной стоимости общевойскового пайка, выдававшегося военнослужащему в 608 рублей 33 копейки с применением индекса потребительских цен по РФ нарастающим итогом до 01.12.2007 года.

- Выплаты членам семьи военного пенсионера, потерявшим кормильца, соответствующей пенсии по потере кормильца исходя из денежного содержания умершего пенсионера, учитываемого при исчислении его пенсии, в том числе и с учетом районного коэффициента, если умерший имел право на повышение пенсии с применением районного коэффициента.

- Установления районного коэффициента к пенсии за выслугу лет и инвалидности военным пенсионерам, проходившим службу на атомных подводных лодках, при общем стаже службы на таких кораблях 6 лет 8 месяцев.

- Установление ежегодных выплат, предусмотренных пунктами 4 и 5 ФЗ «О статусе военнослужащих» исходя из размера МРОТ.

- Установление выплат выходного пособия в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» путем замены ОДС на фразу «месячного денежного довольствия военнослужащего, включающего оклад денежного содержания, надбавку за выслугу лет и надбавку за напряженность, сложность и специальный режим службы».

- Восстановления действия нормы статьи 17 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Заключение для принятия решения о внесение изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

В целях социальной защиты военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей необходимо внести следующие минимальные изменения в:

1. В Федеральный закон «О статусе военнослужащих»:

1. Пункт 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации с учетом норм предыдущих абзацев.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) соотносительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации.Тарификация окладов по нетиповым воинским должностям осуществляется в Министерстве обороны (ином федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) исходя из принципа равенства должностных окладов по сходной группе воинских должностей (сходных военно-учетных специальностей). Сходность группы воинских должностей (военно-учетных специальностей) определяется общим объемом должностных обязанностей определяемых по видам и родам войск министерства обороны РФ, (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются приказом министра обороны РФ (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), подлежащим регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.

При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. При этом ежегодный размер такого повышения (индексации) не может быть ниже размера инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2. В пунктах 4 статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» предложение «При этом указанным военнослужащим ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и в размере 300 рублей на супруга военнослужащего - гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка» изложить следующим образом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: