double arrow

Дейтонские соглашения

Дейтонские соглашения – соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.). Согласованное 21 ноября 1995 г. на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), оно было подписано 14 декабря 1995 г. в Париже Алиёй Изетбеговичем, Слободаном Милошевичем и Франьо Туджманом.

Наряду с этим, соглашение подписали также страны-гаранты: США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и представителем ЕС.

Россия подписала соглашение с оговоркой «за исключением Приложения I». Тем самым она выразила несогласие с двумя его составными частями, а именно: «Приложение I.A - Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования» и «Приложение I.B - Соглашение по региональной стабилизации». Именно в них идет речь о блоке НАТО и участии его сил в мирном урегулировании.

Мирные переговоры проходили при активном участии США, которые предложили создание боснийско-хорватской федерации. Договор о прекращении хорватско-боснийского конфликта и создании Федерации Боснии и Герцеговины был подписан в Вашингтоне и Вене в марте 1994 г. премьер-министром Республики Босния и Герцеговина Харисом Силайджичем, президентом Хорватской Республики Герцег-Босна Крешимиром Зубаком и министром иностранных дел Хорватии Мате Граничем. Боснийские сербы отказались присоединиться к этому договору.

Непосредственно перед подписанием Дейтонского соглашения, в августе-сентябре 1995 г. авиация НАТО провела воздушную операцию «Обдуманная сила» против боснийских сербов, которая сыграла роль в остановке сербского наступления и некотором изменении военной ситуации в пользу боснийско-хорватских сил.

Соглашение состоит из общей части и одиннадцати приложений, в которых излагается суть достигнутых договоренностей (I.A. Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования; I.B. Соглашение о региональной стабилизации; 2. Соглашен е о линии разграничения между образованиями и связанных с этим вопросах; 3. Соглашение о выборах; 4. Конституция Боснии и Герцеговины; 5. Соглашение об арбитраже; 6. Соглашение о правах человека; 7. Соглашение о беженцах и перемещенных лицах; 8. Соглашение о Комиссии по охране национальных памятников; 9. Соглашение об учреждении публичных корпораций БиГ; 10. Соглашение о гражданских аспектах мирного урегулирования; 11. Соглашение о специальных международных полицейских силах). Документ включает также карты территориального размежевания.

Приложения к Соглашению можно условно разделить на две части: блок военных проблем и проблемы гражданского урегулирования.

Для поддержания военного перемирия на территорию Боснии и Герцеговины вводились многонациональные Силы по стабилизации под командованием НАТО – 60 тысяч солдат, почти половина из которых американцы. На Силы по стабилизации (IFOR, затем SFOR) возлагалась обязанность контроля за разведением конфликтующих сторон, соблюдения границ их разъединения. Международным силам предоставлялись все полномочия по контролю за выполнением соглашения. В реализации военного компонента мирного соглашения до июня 2003 г. участвовал и российский воинский контингент численностью более 1 тысячи человек.

2 декабря 2004 г. ответственность за военные аспекты имплементации мирного соглашения перешла к силам Евросоюза (EUFOR). Их численность в данный момент составляет около 2 тысяч военнослужащих.

Предусматривалось, что государство Босния и Герцеговина (в соответствии с Дейтонским соглашением, новым официальным названием страны стало «Босния и Герцеговина» (БиГ)) должно состоять из двух административно‑территориальных образований (энтитетов) – Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Это союз двух территориальных образований, имеющих обособленное положение. Столицей осталось Сараево.

Житель Республики Босния и Герцеговина мог быть гражданином как объединённой республики, так и одного из двух образований. При этом, сербы получили 49 % территории, боснийцы и хорваты получили 51 % территории.

Горажде отходило боснийцам, оно соединялось с Сараево коридором, который контролировали международные силы. Сараево и прилегающие к нему сербские районы переходили в боснийскую часть. Точное прохождение границы внутри района Брчко должна была определить Арбитражная комиссия.

Соглашение запретило обвинённым Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) занимать государственные должности на территории Республики Босния и Герцеговина. Таким образом от власти были отстранены Радован Караджич, Ратко Младич и другие лидеры боснийских сербов и хорватов.

Дейтонская модель предполагает сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов – боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.

Коллективным главой государства является Президиум БиГ, состоящий из трех членов – по одному представителю от каждого из трех государствообразующих народов.

Высшим законодательным орга ном страны является Парламентская ассамблея БиГ. Она состоит из Палаты народов и Палаты представителей. Палату народов составляют 15 представителей (по 5 от бошняков и хорватов из Федерации Боснии и Герцеговины и 5 сербов из Республики Сербской), делегируемых парламентами энтитетов. Палата представителей состоит из 42 депутатов, две трети из которых избираются в Федерации Боснии и Герцеговины, одна треть – Республики Сербской. При этом вводилось «вето народа»: если большинство депутатов, избранных от одного из трёх народов, голосовали против того или иного предложения, оно считалось отвергнутым, несмотря на позицию других двух народов.

Совет Министров БиГ состоит из девяти министерств (иностранных дел; безопасности; обороны; финансов; внешней торговли и экономических связей; транспорта и связи; по гражданским делам; по правам человека и делам беженцев; юстиции).

Политические организации формируются главным образом по этническому принципу.

Федерация Боснии и Герцеговины состоит из 10 кантонов, имеющих высокую степень автономии. В Федерации Боснии и Герцеговины проживает преимущественно бошнякское и хорватское население.

Республика Сербская является централизованным образованием. В Республике Сербской преобладает сербское население.

Оба энтитета имеют собственные органы власти: президентов, парламенты, правительства и т.д.

В целом, полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской. Вся система должна была работать под наблюдением Верховного представителя по Боснии и Герцеговине.

Статья 5 Приложения 2 Дейтонского соглашения гласит, что третейский суд в лице 3 судей должен в обозначенные сроки определить точную границу между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины в её спорной части, проходящей через округ Брчко, который к тому времени уже был разделён на сербскую (48 %, включая город Брчко) и боснийско-хорватскую (52 %) части.

Вместо этого суд вынес решение, в котором сохранил округ Брчко в виде единой административной единицы в составе Боснии и Герцеговины, наделил его статусом автономии и таким образом фактически исключил его из состава как Федерации Боснии и Герцеговины, так и Республики Сербской. При этом территория последней потеряла свою непрерывность, оказавшись разделённой на 2 части.

Неудачу потерпела попытка С. Милошевича договориться в Дейтоне о передаче СРЮ Превлакского полуострова, практически закрывающего Которский залив, в котором находилась единственная (расположенная на территории Черногории) база СРЮ, обеспечивавшая ее выход в море – на Адриатику.

Дейтонское соглашение заложило основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины, которое сохраняется до сегодняшнего дня. Созданная ими система считается громоздкой и малоэффективной, но до восстановления взаимного доверия между тремя народами её отмена затруднительна. В последние годы западные страны более активно призывают к пересмотру Дейтонской системы и введению традиционной конституции. Этот план, в частности, позволил бы ускорить сближение Боснии и Герцеговины с Европейским союзом. Однако на сегодня согласие по нему не достигнуто, причём в большей степени за перемены выступают боснийцы и хорваты.

Международный мониторинг процесса мирного урегулирования в Боснии и Герцеговине осуществляют Совет по выполнению Мирного соглашения (в него входят 55 стран) и его исполнительный орган – Руководящий комитет (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председательство Евросоюза, КЕС и Организация исламская конференция, представленная Турцией). Роль координатора международных усилий по выполнению гражданских аспектов мирного урегулирования выполняет Высокий представитель.

Высокий представитель обладает исключительными («боннскими») полномочиями и может увольнять государственных деятелей, действия которых несут угрозу миру и безопасности БиГ, а также отменять решения боснийских властей и выносить свои собственные.

Предполагается, что Аппарат Высокого представителя, после выполнения боснийскими властями определенных условий в сфере политики и безопасности, будет преобразован в Миссию спецпредставителя Евросоюза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: