Принципы для содействия урегулированию кризиса в Косове

(план мирного урегулирования)

(Белград, 3 июня 1999 г.)

3 июня 1999 г. в Белграде продолжились переговоры специального представителя Президента РФ по урегулированию на Балканах Виктора Черномырдина и президента Финляндии Мартти Ахтисаари с президентом СРЮ Слободаном Милошевичем. По итогам переговоров, под давлением Запада и России С. Милошевич согласился с «Принципами для содействия урегулированию кризиса в Косове (план мирного урегулирования)», предложенными переговорщиками.

Мирное соглашение по Косово

Для разрешения косовского кризиса необходимо достичь соглашения на основе следующих принципов:

1. Немедленное и подтвержденное прекращение насилия и репрессий в Косово.

2. Подтвержденный вывод из Косово всех военных, полицейских и военизированных подразделений в ускоренном режиме.

3. Размещение в Косово действующих международных гражданских и военных миссий под эгидой ООН, которые смогут работать там на основании главы 7 Устава ООН и будут способны гарантировать достижение общих целей.

4. Присутствие международных сил безопасности, со значительным участием сил НАТО, должно осуществляться под объединенным командованием и контролем и призвано обеспечить безопасную среду для всех жителей Косово, а также способствовать безопасному возвращению домой всех перемещенных лиц и беженцев.

5. Организация временной администрации Косово как части международного гражданского присутствия, под управлением которой жители Косово получат возможность существенного самоуправления (автономии) в составе Союзной Республики Югославия. Временная администрация обеспечит руководство на переходный период, организуя и контролируя развитие демократических органов самоуправления в целях создания условий для нормальной мирной жизни всех, кто населяет Косово.

6. После вывода сербских войск некоторому согласованному числу югославских и сербских военных будет разрешено вернуться в Косово для выполнения следующих функций: 1. связь с международной гражданской миссией и международными силами безопасности; 2. разметка и разминирование минных полей; 3. несение службы у сербских святынь; 4. несение службы на основных пограничных заставах.

7. Свободное и безопасное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц под контролем Комиссии ООН по делам беженцев, а также беспрепятственный доступ в Косово организаций гуманитарной помощи.

8. Политический процесс в направлении достижения временного политического соглашения, обеспечивающего существенное самоопределение Косово, с учетом соглашений в Рамбуйе и принципов суверенности и территориальной целостности Союзной Республики Югославия и других государств региона, а также разоружение Освободительной Армии Косово.

Переговоры между сторонами для достижения этого соглашения не должны задерживать или срывать установление демократических органов самоуправления.

9. Всеобъемлющий подход к экономическому развитию и стабилизации в регионе кризиса. Это включает применение Пакта о стабильности в Юго-Восточной Европе с широким международным участием, с целью дальнейшего развития демократии, экономического процветания, стабильности и сотрудничества в регионе.

10. Для прекращения военных действий потребуется принятие вышеуказанных принципов, в добавление к принятию ранее выдвинутых требований, которые определяются ниже, в примечании. После этого должно быть быстро заключено военно-техническое соглашение, которое, среди прочего, определит дополнительные детали, включая роль и функции югославского/сербского персонала в Косово.

Вывод войск

Описание процедуры вывода, включающее детальный график и разметку буферной зоны Сербии, за которую должны уйти войска.

Возвращение военных

Снаряжение, круг обязанностей, график возвращения, разметка географических зон их службы, правила их взаимодействия с международными гражданскими и военными миссиями.

Примечание 1:

Другие необходимые условия

Быстрый и четкий график вывода, означающий, например, полный вывод войск за 7 дней; вывод средств ПВО из 25-километровой зоны безопасности в течение 48 часов.

Возвращение военных для выполнения вышеописанных функций будет происходить под контролем международных сил безопасности и будет ограничено небольшим согласованным числом (сотни, не тысячи).

Военные действия будут остановлены после того, как начнется подтвержденный вывод войск.

Обсуждение и достижение военно-технического соглашения не должно увеличивать заранее определенные сроки вывода войск.

Примечание 2:

Состав международного контингента

Международные силы безопасности с «существенным участием НАТО» означает, что эти силы имеют объединенное командование и представителей НАТО в качестве «ядра».

Это, в свою очередь, означает объединенное командование под управлением Североатлантического Совета, в составе которого будут находиться консультанты от не-натовских стран — участников международного контингента.

В состав контингента могут войти подразделения любых стран НАТО и других стран. Подразделения НАТО будут находиться под командованием НАТО.

Что касается позиции России, она состоит в том, что российские подразделения не будут находиться под командованием НАТО и их отношения с международными силами безопасности будут определены дополнительными соглашениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: