Технология «цветных» революций

Успех в ходе «цветных» революций, как правило, достигается благодаря обращению к тактике ненасильственных действий.

Ненасильственное сопротивление или ненасильственная борьба – практика достижения политических целей без применения насилия: путем гражданского неповиновения, демонстраций, митингов, забастовок, отказа от сотрудничества, бойкота, символических протестов. Некоторые исследователи считают ненасильственными средствами борьбы также блокирование транспортных коммуникаций и повреждение или уничтожение имущества.

В XX в. ненасильственное сопротивление стало активно использоваться в общественно-политической борьбе. Подсчитано, что с 1966 по 1999 гг. ненасильственное сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.

Ненасильственное сопротивление является противоположностью одновременно и пассивному приятию социальной несправедливости, угнетения, и вооруженной борьбе с ними. Как показывает исторический опыт, социально-политическая практика ненасильственного сопротивления получает развитие при наличии гражданского общества.

Особенность ненасильственного сопротивления и разрешения конфликтов заключается в том, что при этом делается попытка аппелировать к разуму и чувствам противостоящей стороны, заставить ее признать правоту и моральное превосходство участников сопротивления. При противостоянии внешней агрессии предполагается, что применение ненасильственного сопротивления должно деморализовать солдат противника, заставить их усомниться в правоте действий своего государства.

Ненасильственная тактика позволяет вести такую борьбу, которая хотя и основывается на возмущении несправедливостью, насилием, не возбуждает, тем не менее, в борцах злобу и ненависть. В случаях внутринациональных конфликтов очевидно, что непримиримость, ненависть, сохранение взаимной отчужденности не способствуют их решению, так как при любом исходе борьбы, людям представляющим противоборствующие стороны, предстоит жить вместе. Благодаря последовательному применению ненасилия в таких конфликтах сохраняется правопорядок и защищается человеческое достоинство.

Сторонники нормативного подхода к ненасилию настаивают на принципиальном характере ненасилия. Они убеждены в том, что в каждом случае ненасильственного сопротивления оно должно воодушевляться не только непосредственной целью, но и высокими помыслами, религиозными воззрениями, этическими принципами. Они полагают, что техника ненасильственной борьбы может быть реализована с наибольшей последовательностью, если люди исповедуют соответствующие принципы, а не просто выбирают наиболее эффективную тактику из возможных из соображений благоразумия, практичности. Идеологами ненасильственной борьбы как выполнения религиозно-нравственного долга, связанного с духовным самосовершенствованием, были Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Сторонники такого подхода также озабочены тем, что ненасильственная борьба может применяться как эффективное средство для достижения и недостойных целей. Частные, эгоистические интересы, защищаемые средствами ненасильственной борьбы, способны разрушительно воздействовать на общественный организм, быть источником новой несправедливости.

Сторонники прагматического подхода утверждают, что принцип ненасилия остается всего лишь благим пожеланием, если не проработаны технические возможности его применения в широкомасштабных акциях, если эти акции проводятся без соответствующего стратегического и тактического руководства.

Обычно предполагается, что ненасильственное сопротивление оказывает сам народ подавляющему свободу тоталитарному режиму. При этом почти всегда в начале сопротивления оказывается за кадром контрэлита, исподволь реализующая такую концепцию переворота. Ведь по итогам мы видим такую же смену элит, как и в случае насильственной революции, точно так же репрессируются сторонники старой элиты (режима) и вознаграждаются приверженцы нового (процесс, описанный ещё Н. Макиавелли в труде «Государь»). Кроме того, часто такого рода сопротивление финансируется из-за рубежа.

Технология ненасильственного сопротивления подробно описана в работах Джина Шарпа.

Джин Шарп – американский общественный деятель, известный во всем мире своими книгами по методам ненасильственной борьбы с авторитарными режимами. Основатель Общественного Института имени Альберта Эйнштейна, финансируемого Национальным фондом демократии, Фондом Форда и Международным республиканским институтом и имеет тесные связи с аналитическим центром RAND Corporation.

В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Ненасильственные методы свержения режимов». Получил степень доктора философии (PhD) в Оксфордском университете.

Более 30 лет вёл исследовательскую работу в области международных отношений в Гарвардском университете. В 1983 г. он основал Институт Альберта Эйнштейна – некоммерческую организацию, занимающуюся методами использования ненасильственных действий в конфликтах по всему миру.

Внёс заметный вклад в теорию ненасильственной борьбы против государственной власти. Собрал и подробно описал методы ненасильственной борьбы, а также некоторые варианты их взаимодействия. Методы могут быть использованы в любой комбинации в любой стране.

Наиболее известные труды: «От диктатуры к демократии» («From Dictatorship to Democracy»), «198 методов ненасильственных действий» («198 Methods of Nonviolent Action»).

Книги Джина Шарпа переведены на десятки языков и используются, как практические пособия борцами против государственной власти во всем мире.

Джин Шарп не принимает личного участия в практических действиях своих последователей, за редкими исключениями. В частности, в 1990-1991 гг. Джин Шарп посещал Прибалтику, где консультировали победивших на выборах политиков, стремившихся к отделению прибалтийских республик от СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: