Этот эвристический метод коллективного поиска идей решения проблемы, пожалуй, наиболее известен, но профессионально (с соблюдением всех основных требований его технологии) применяется редко, что ведет к снижению его эффективности.
Главные правила МШ:
- разделение (во времени, а лучше – и по составу участников) всего процесса на этап «генерации идей» и этап их критического анализа, сравнительной оценки и отбора; это позволяет существенно снизить барьеры боязни критики и неудач, которые у многих сковывают, тормозят творческое воображение и инициативу;
- строгий запрет критики (в любой ее форме) идей в процессе их генерации;
- привлечение в состав участников МШ и неспециалистов (т.к. они свободнее высказывают еретические идеи);
- на этапе анализа и отбора идей критика должна быть не только обоснованной, но, желательно, конструктивной, без персонификации авторства (чтобы снизить пристрастность и повысить объективность оценок) на базе выбранной системы критериев.
В состав участников МШ входят:
|
|
- ведущий, контролирующий выполнение правил, «катализирующий» цепную реакцию идей;
- группа генераторов идей, в которой каждый должен стремиться раскрепощенно высказать свои идеи или развить «чужие», не сковывая себя требованиями качества идей, а поддерживая коллективный спонтанный процесс их рождения;
- регистратор идей, который должен не упустить ни одной из них, зафиксировать суть каждой («стенографировав» смысл, не прерывая процесс генерации);
- группа конструктивных критиков-экспертов (лучше их формировать из лиц, не участвовавших в предыдущем этапе-генерации идей).
Для повышения продуктивности МШ можно провести предварительный, «отрицательный» МШ – с целью выявления и анализа недостатков уже известных вариантов решения проблемы. В целом к достоинствам данного метода можно отнести то, что за короткое время выдвигается много разнообразных идей; уязвимым же местом является большой разброс их качества.