Метод эвристических ассоциаций

Все эвристические методы нередко классифицируют с учетом различия функций левого и правого полушарий мозга человека: левое профилируется на логичном, рациональном, аналитическом мышлении, а правое – на образном, интуитивном, иррациональном (при этом обычно морфологические методы относят к «левосторонним», а ассоциативные к «правосторонним»). При такой классификации можно рассматривать аналогии – один из главных инструментов индуктивного мышления – как нечто промежуточное между моделями и образами, «мыслеобразы».

Главными строительными элементами рассматриваемого метода являются направленные ассоциации. Длительный опыт обучения данному методу показал рациональность следующей последовательности его успешного освоения:

- Вначале необходимо натренироваться получать серию ассоциаций на практически любое заданное «пусковое слово» (например, название какого-либо предмета, явления, понятия); желательны нестандартные ассоциации.

- Следующий шаг - научиться строить ассоциативные цепочки слов между двумя произвольно заданными «пусковыми словами» (которые можно рассматривать как полюса, а ассоциативно вызываемые между ними слова – как дугу ассоциаций).

Психологи считают, что любой нормальный человек способен связать 2 произвольно выбранных понятия цепочкой из 7-8 промежуточных звеньев; причем, так, чтобы любые два соседних слова воспринимались как родственные, ассоциативно близкие.

После такой подготовки легче понять технологию рассматриваемого «Метода прививки свойств», следующие его основные шаги:

- Вначале (независимо от содержания решаемой проблемы) выбирают случайное слово, которое будет выполнять функции «донора», чьи свойства затем следует прививать усовершенствуемому объекту, процессу;

- Выявляют различные его свойства, признаки (отвечая на вопрос «какой?»);

- Затем фиксируют решаемую проблему, усовершенствуемый объект;

- Далее рассматривают различные варианты сочетания (прививки) каждого из свойств объекта – донора новому, улучшаемому объекту, при этом для получения содержательных вариантов «прививок свойств» полезно строить промежуточные ассоциативные цепочки или даже сеть ассоциаций;

- Затем сравнивают полученные варианты, отбирают наиболее интересные и полезные – для последующей работы над этими «полуфабрикатами», с целью формирования продуктивных идей.

Несмотря на кажущуюся «ненаучность» данного метода, многие профессионалы (даже в области «точного мышления») признают, что результатам своего творческого труда они во многом обязаны ассоциациям.

Следует добавить, что продуктивность ассоциаций очень зависит от содержательности ассоциативной базы данного человека, богатства ее спектра, характеризующих общее его развитие, а не только профессиональный информационный тезаурус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: