double arrow

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ФОРМИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. ТРЕБОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОМУ МЕНЕДЖЕРУ

Необходимость освоения и практического применения ИМ в нашей стране диктуется не только общими для всех стран соображениями, но и недопустимо низкими показателями нашего уровня развития: по состоянию на 1996 год – 57-е место в мире по жизненному уровню населения и 48-е по конкурентоспособности, а главные причины - не только отсутствие опыта рыночной конкурентной борьбы, но низкая инновационная активность и неудовлетворительный менеджмент. [16]

Инновационный менеджмент - система стратегического и тактического целенаправленного управления инновационными процессами и организационной структурой, путем рационального использования ограниченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, информационных, временных).

Содержание ИМ, его задачи и функции, развитие и современное состояние, применяемые технологии и анализ эффективности инновационной деятельности достаточно подробно рассмотрены в [16], с привлечением обширной библиографии.[Завлина] [Оголева]

Возникновение менеджмента можно отнести к концу 19 в. – началу 20 в., - когда Ф.Тейлор заложил основы так называемой «научной школы управления», а А. Файоль выпустил книгу «Общий и промышленный менеджмент». Как менеджмент, так и его ветвь – инновационный менеджмент развивались, опираясь на различные, дополняющие друг друга научные подходы и практические приемы, что в частности обусловлено сложностью объекта анализа – социально-экономических систем, находящихся под воздействием многочисленных взаимодействующих изменяющихся факторов, в трудно прогнозируемых условиях. Известны различные схемы этапов эволюции и науки об управлении, классификации концепций и подходов в инновационном менеджменте (см. например, [Оголева]. В настоящее время он интенсивно развивается как междисциплинарное направление исследований, используя методы и модели научного и практического менеджмента, маркетинга, экономики и предпринимательства, системного анализа и исследования операций, психологии и социологии, прикладной логики, эвристики (в некоторых ВУЗах выделены самостоятельный курсы «Эвристический менеджмент», «Креативный менеджмент»).

В качестве характерных черт инновационного менеджмента можно отметить следующие:

- объект инновационного управления – слабо структурированные смешанные научно-технические и социально-экономические системы, процессы их функционирования и развития;

- инновационные процессы-результаты сложного комбинационного воздействия факторов различной природы, с высокой степенью неопределенности, поэтому управление ими требует творческого подхода;

- центральным элементом инновационных систем и процессов является инноватор, который должен владеть разнообразными знаниями и умениями, комбинируя и модифицируя их при решении реальных проблем в нестандартных условиях.

Инновационная деятельность организуется, управляется и контролируется инновационными менеджерами; к их знаниям и, главное, к умениям предъявляются следующие требования:

1. Выявлять и четко ставить проблемы, предвидеть изменения и, no-возможности, управлять ими;

2. Формировать цели, выявляя главную (конечную) и цепочку промежуточных;

3. Продуктивно работать с информацией - отбирая существенную и отсеивая ненужную, добывать и даже «выбивать» необходимую, оценивать, проверять, интерпретировать, эффективно представлять, учитывать неопределенность получаемых данных;

4. «Делать» идеи решений проблемы, развивать их, анализировать, сравнивать и выбирать, проверять жизнеспособность, реализовывать (а при необходимости - своевременно отказаться от этого);

5. Разрабатывать программы действий, оптимизировать их, выполнять при ограниченных ресурсах, контролировать процесс реализации, своевременно адаптируя;

6. Формировать и выбирать критерии, ранжировать их, взаимно увязывать, измерять;

7. Своевременно выявлять ошибки, диагностировать их, исправлять с наименьшими потерями, а главное - предупреждать;

8. При деловом общении рационально формулировать, обосновывать и

отстаивать результаты, доводы и мысли; осваивать технологию переговоров и управления конфликтами.

Умелое выполнение этих ключевых функций, отличающее профессионального управленца - «многоборца» - залог его продуктивной работы, успешной деловой карьеры, востребованности как специалиста. Содержание каждого из указанных требований конкретизируется и иллюстрируется на практических примерах и проблемных ситуациях, по мере освоения соответствующих разделов данного курса, а также других учебных дисциплин и на практике.

Среди базовых умений менеджера - инноватора неслучайно выделена «ошибкоустойчивость»; следует рассмотреть некоторые рациональные методы и приемы выполнения этого требования. Прежде всего необходимо различать ошибки двух типов:

- нарушение установленных правил, традиций, а шире - принятой парадигмы (но при этом в разряд ошибок попадает любое «инакомыслие»);

- решения и действия, приводящие к нежелательным последствиям (в этих случаях ранняя диагностика часто несравнимо сложнее и сама сопряжена с ошибками).

Даже в системах управления качеством производственных процессов, задачи которых - выявление ошибок, нарушений заданных количественных ограничений на контролируемые параметры - не удается решить проблему одновременного достижения двух целей: не пропустить бракованные образцы продукции и при этом случайно не забраковать нормальные ее экземпляры. Сверхжесткий контроль не решает проблему ибо может потребовать неприемлемой платы; приходится идти на компромисс, задавая некоторые допустимые пороговые уровни для указанных случайных ошибок (их часто называют «риск потребителя» и «риск поставщика»). Для обеспечения эффективного управления инновационными процессами эта проблема еще сложнее, т.к. при сверхосторожном, жестком отсеивании «неблагонадежных» идей (а на начальных этапах инновационного процесса надежная их диагностика особенно затруднена) можно вообще остаться без инновационного задела: см. об этом раздел 7 данного пособия. Именно поэтому уметь выявлять, анализировать, распознавать, исправлять и предупреждать ошибки необходимо на всех этапах инновационных разработок. Какие методические инструменты в этом могут помочь?

Во-первых, применяемые в статистическом управлении качеством диаграммы «причины-результаты» (называемые часто «рыбий скелет») и диаграммы «вид дефекта - его частота» (диаграммы Парето). Первые из них полезны для системного структурирования и анализа возможных причин (причем, не только при анализе ошибок, но и при поиске вариантов успешной деятельности!). Вторые - для «сортировки» дефектов по их частоте, что необходимо для концентрации ресурсов и усилий на самых необходимых направлениях; обычно определяющий вклад дает немногочисленная группа факторов, что иногда формулируют в виде эмпирического правила «80/20». Диаграмма «причины-результат» полезна при поиске идей инноваций, являясь по сути разновидностью морфологического анализа (см. раздел 4). С целью снижения различного рода рисков в инновационной деятельности используется целый арсенал методов (см., например, {8}, некоторые из них рассмотрены в разделах 5 и 6 пособия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: