В поведенческой терапии принята очень специфическая модель оценки эффективности тренинга — так называемая модель «А-В-А». Эта экспериментальная модель крайне проста и ограничена изучением одного испытуемого (А) до и после какого-либо терапевтического вмешательства (В). Точнее, речь идет о выборке различных действий испытуемого А до момента вмешательства, в процессе вмешательства и спустя некоторое время после него.
Вместо того чтобы сравнивать поведение клиента с эталонным поведением, его сравнивают с ним самим — но таким, какой был раньше. То есть в самой схеме А-В-А заложен дополнительный источник подкрепления. Ведь сравнение с эталоном всегда дает возможность убедиться, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле всегда так или иначе означает либо подкрепление, либо возможность получить помощь в дальнейшем самосовершенствовании.
Если выборка поведения испытуемого (клиента) после терапии приблизится к заранее определенным целям терапии, то терапию считают успешной. Если требуемых изменений обнаружено не будет, то понадобится либо конкретизация целей, либо коррекция плана психотерапевтических мероприятий.
|
|
На заключительном этапе тренинга мы обычно возвращаемся к карточкам, которые заполняли клиенты, выполняя упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл...» и проводим повторное обсуждение, чтобы оценить достигнутый каждым успех.
Полученные результаты сравнения позволяют нам совершенствовать программу и дорабатывать отдельные ее блоки.
Оценка эффективности тренинга
165
Для общей оценки достигнутого группой прогресса на начальных этапах я использую разработанный мною тест уверенности в себе, который вы найдете в приложении.
И, конечно, очень много полезной информации может дать обратная связь от участников группы. Для получения этой обратной связи я также часто использую упражнения, прекрасно описанные в тренинговои литературе, выпускаемой издательством «Речь».