Сравнение как метод используется при сопоставлении фактов, явлений или количественных показателей.
Сущность сравнения заключается в установлении сходства и различия при изучении фактов, условий, средств, факторов.
Нередко сравнение сочетается с аналогией. Отличительная особенность аналогии состоит в том, что она связана с переносом свойств с одного явления на другое. При сравнении же устанавливается лишь сходство или различие между явлениями, их признаками, устанавливаются тенденции их развития.
Применение метода сравнения требует придерживаться соответствующих правил:
– сравниваемые признаки должны принадлежать к одному классу или соотноситься с такими же признаками разных классов;
– в сравнении используются только сравнимые величины.
ОПРОС
Опрос как метод проводится с помощью открытых и закрытых анкет, которые могут быть анонимными или персонифицированными. Наиболее сложной частью является составление самого опросника. Иногда опрос применяется для сбора первичной информации.
|
|
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Контент-анализ – метод, который используется как дополнительный к перечисленным методам сбора информации. Это может быть контент-анализ сценарных разработок, из которых добывается информация по какой-либо выборке (напр., характер приемов и форм активизации зрителя, тип театрализации).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
Особенностью теоретического знания является его обобщенность, абстрактность, системность. Теоретические знания в большей мере связаны с философскими идеями и категориями, нежели с практикой.
Теоретические знания отражают сущность процессов, глубинные изменения, происходящие в них.
К обобщенно-теоретическим методам познания в науке относят:
– восхождение от абстрактного к конкретному;
– анализ и синтез;
– индукцию и дедукцию;
– структурный подход;
– моделирование;
– историко-логический метод;
– эксперимент.
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО
К КОНКРЕТНОМУ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД