Актуальность. Удмуртская народная хореография сузила рамки своего бытования в современных условиях. Утерян большой пласт традиционных удмуртских танцев, движений и образов.
К сожалению, удмуртская народная хореография не изучалась и никем не записывалась, что в большой степени затрудняет перенесение традиций народного танца в современную культуру.
Первый шаг в фиксации удмуртского народного танца был сделан выдающимся деятелем удмуртской культуры Кузебаем Гердом. В числе работ Кузебая Герда была рукопись «Удмуртские танцы» с описанием
26 танцев, которая, к сожалению, утеряна. Предположительно о ее содержании можно судить по его статье «Искусство в быту вотяков» в газете «Ижевская правда» от 30 июля 1929 года.
Последней работой в области удмуртской хореографии был сборник полевых исследований 1982 года, организованных Республиканским научно-методическим центром народного творчества Министерства культуры У.Р. В этом же году был издан сборник записей удмуртских фольклорных танцев, материал для которого подготовила Е. Н. Батурина. С тех пор глубоким исследованием удмуртского танца практически никто не занимался.
|
|
В 1936 г. в Удмуртии был создан Государственный ансамбль удмуртской песни и танца «Италмас», в ансамбле осуществлялись танцевальные постановки на основе народных традиций. В 1988 г. из «Италмаса» выходит другой профессиональный удмуртский фольклорный ансамбль «Айкай». Это два основных профессиональных ансамбля, которые несут удмуртскую танцевальную и песенную культуру в массы. Помимо того, в Удмуртии существуют еще и самодеятельные коллективы, но в их состав входят в основном люди пожилого возраста. Молодежь не проявляет интерес к истокам национальной культуры, и задача этой работы – увлечь современное молодое поколение, хранить, накапливать и передавать удмуртские традиции через поколения.
Объект исследования: морфология удмуртской хореографии.
Предмет исследования: изучение морфологии удмуртской хореографии и возможность ее возрождения в различных формах зрелищно-досуговой деятельности на современном этапе.
Цель исследования: поиск путей, методов, приемов адаптации лучшего хореографического опыта в современной танцевальной и досугово-зрелищной практике.
Задачи:
1. Изучение источниковедческой базы.
2. Определение генетических корней удмуртской хореографии.
3. Выявление основных функций удмуртской хореографии в общей фактуре традиционной культуры.
4. Нахождение типологических особенностей в общей морфологической системе удмуртской хореографии.
5. Определение семиотического статуса удмуртской хореографии.
|
|
6. Выявление возможных путей возрождения структурных элементов удмуртской хореографии на современном этапе.
Практическая значимость изучения данной темы заключается в нахождении путей и методов для использования удмуртской хореографии в возрождении национальной культуры.
Научная новизна заключена в самой постановке проблемы возрождения традиционной культуры средствами хореографического искусства.
В работе использовались методы:
1. Метод изучения литературы.
2. Метод анализа современной практики.
3. Метод наблюдения «со стороны» и «изнутри».
4. Метод диахронного анализа.
5. Метод сравнения.
6. Метод аналогии.
7. Метод эксперимента или личной пробы.
Опорной литературой для написания дипломной работы стали книги Владыкина В. Е. «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов», Верещагина Г. Е. «Собрание сочинений», а также сборник полевых материалов, собранный педагогом Республиканского училища культуры Батуриной Е. Н. «Удмуртский фольклорный танец».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4