double arrow

Методические рекомендации по проведению лекционных и семинарских (практических) занятий по учебной дисциплине «Правоохранительные органы»

Дисциплина «Правоохранительные органы» носит вводный характер для дисциплин общепрофессионального цикла и является практически введением в специальность «юриспруденция». Она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях. Поэтому особенность ее преподавания заключается в том, чтобы научить студентов получать специальные знания по юридической специальности и самостоятельно организовывать свою работу в новых для них условиях.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным и нормативным материалом. В процессе преподавания применяется комплекс традиционных и современных форм и методов обучения, в том числе методы проблемного и эвристического (частнопоискового) обучения. Метод проблемного обучения состоит в постановке проблемы, в анализе встречающихся в юридической литературе дискуссионных взглядов и определения путей решения проблемы. Эвристический метод обучения предполагает самостоятельность студента в поиске решений проблем на основе уже усвоенных знаний.

Лекции читаются по всем разделам и темам изучаемой дисциплины. При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала. В ходе изложения лекционного материала преподаватель должен заострить внимание студентов на том факте, что целью изучения дисциплины является исследование назначения и структуры правоохранительных органов, характера их взаимодействия с другими государственными органами и негосударственными организациями, вовлеченными в сферу правоохранительной деятельности. При этом необходимо продемонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, конституционного права, уголовного и уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражно-процессуального права и др.

Для более успешного освоения лекционного материала необходимо указать студентам на взаимосвязь юридических понятий и терминов, раскрыть их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки. Например, рассматривая соотношение таких понятий, как «учебная дисциплина «Правоохранительные органы в РФ» – «правоохранительные органы России» – «организация правоохранительных органов» – «деятельность правоохранительных органов», следует обратить внимание студентов не только на общие термины в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета. «Учебная дисциплина “Правоохранительные органы РФ» – это совокупность знаний, изучаемых студентами. «Правоохранительные органы России» – это реально существующие и действующие учреждения государства. Понятие «организация правоохранительных органов» указывает на организационное устройство органов, их систему в РФ. «Деятельность правоохранительных органов» раскрывает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц.

При изложении лекционного материала преподаватель должен обратить особенное внимание на темы Раздела I:

- № 1 «Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»;

- № 3 «Конституционные основы судебной власти»;

- № 4 «Правосудие и его демократические принципы».

Лекции по указанным темам носят проблемный характер, поэтому необходимо показать студентам различные научные взгляды, встречающиеся в учебной и научной литературе в отношении понятий «правоохранительная деятельность», «система правоохранительных органов», «полномочия судебной власти», «правосудие».

Немаловажное значение в методике преподавания дисциплины имеет наглядность учебного материала, которая выражается в применении схем, отражающих структуру конкретных правоохранительных органов. Восприятие информации, изложенной в схемах, позволяет студентам быстрее и лучше усвоить правовую информацию, уяснить логическую взаимосвязь отдельных вопросов и систематизировать теоретический материал. Использование схем является наиболее эффективным и необходимым при изучении тем, посвященным изучению системы, состава и структуры отдельных судебных и правоохранительных органов (органов предварительного расследования, органов обеспечения безопасности и охраны правопорядка, органов прокуратуры, органов юстиции). К ним относятся темы №№ 5-9 Раздела I и №№ 12-15 Раздела II.

Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы» имеет определенные сложности. Во-первых, они связаны со значительным объемом нормативной базы курса, включающей в себя большое количество законодательных актов различной юридической силы. Во-вторых, обусловлены продолжающимися в стране судебной и административной реформами, которые затрагивают многие из изучаемых институтов. Указанные обстоятельства предполагают активную самостоятельную работу студентов с законодательными и иными правовыми актами, а также учет текущих изменений в законодательстве РФ. Поэтому в процессе преподавания дисциплины перед преподавателем стоят задачи:

- ознакомить студентов с официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов;

- научить их ориентироваться в нормативных актах по темам, самостоятельно изучать положения нормативно-правовых актов и уяснять их смысл;

- систематизировать нормативные предписания разных нормативных актов, касающиеся одного и того же вопроса.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ научных публикаций по предложенным темам рекомендуется заслушивать в середине занятия.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению дисциплины «Правоохранительные органы». При подведении итогов семинарских занятий преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

Наиболее предпочтительными формами контроля самостоятельной работы студентов является устный опрос студентов по вопросам, указанным в плане семинарских занятий; обсуждение вариантов решения домашних заданий к семинарским занятиям; проведение письменных контрольных работ и тестовых заданий по каждому разделу учебной дисциплины.

Устный опрос студентов способствует закреплению изученного материала, приобретению ими опыта устных публичных выступлений. Решение домашних заданий и последующее их обсуждение на семинарских занятиях вырабатывает у студентов умение проводить юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в правоприменительной практике правоохранительных органов; способствует развитию самостоятельных навыков в поиске путей их решения на основе уже усвоенных знаний. Письменные контрольные работы по итогам изучения каждого раздела учебной дисциплины способствуют систематизации учебного материала и уяснения логической взаимосвязи между отдельными темами, приобретения у студентов навыков краткого письменного изложения своих мыслей. Тестирование наиболее эффективно для предварительной проверки знаний, полученных студентами при изучении всего курса дисциплины, и допуска их к экзамену.

Примерные варианты тестовых заданий

1. Укажите признаки правоохранительной деятельности:

а) осуществляется только с помощью применения юридических мер воздействия;

б) осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

в) основания применения юридических мер воздействия и их содержание устанавливаются уполномоченными служащими правоохранительных органов;

г) осуществляется специализированными органами исполнительной власти.

2. Какие из перечисленных судов не входят в судебную систему Российской Федерации?

а) гарнизонные военные суды;

б) третейские суды;

в) арбитражные апелляционные суды;

г) конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

3. Структурным подразделением Верховного Суда РФ является:

а) Кассационная коллегия;

б) Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

в) Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

г) Совет судей РФ.

4. Какой из перечисленных принципов не является принципом правосудия:

а) принцип участия граждан в отправлении правосудия;

б) принцип сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

в) принцип состязательности и равноправия сторон;

г) принцип осуществления правосудия только судом.

5. Независимость судьи обеспечивается:

а) неприкосновенностью судьи;

б) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

в) системой органов судейского сообщества;

г) всем вышеперечисленным.

6. Генеральный прокурор РФ назначается на должность:

а) Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

б) Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;

в) Председателем Правительства РФ по представлению коллегии Генеральной прокуратуры РФ;

г) Президентом РФ по представлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

7. К функциям прокуратуры РФ относится:

а) исполнение уголовных наказаний;

б) осуществление правосудия;

в) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

г) организационное обеспечение деятельности судов.

8. К полномочиям Министерства юстиции РФ относится:

а) участие в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

б) организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ;

в) утверждение состава экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи;

г) организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля за оборотом оружия.

9. К обязанностям судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, относится:

а) обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей;

б) председательствование в судебных заседаниях;

в) проведение экспертиз по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях;

г) принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

10. К основным задачам Министерства внутренних дел РФ относится:

а) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений;

б) обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;

в) разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности РФ;

г) обеспечение охраны общественного порядка.

11. В полицию общественной безопасности входят:

а) дежурные части;

б) подразделения по налоговым преступлениям;

в) оперативно-поисковые подразделения;

г) подразделения уголовного розыска.

12. К какому понятию относится следующее определение: «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»?

а) законность;

б) безопасность;

в) обороноспособность;

г) общественный порядок.

13. Предварительное расследование производится в форме:

а) предварительного следствия либо дознания;

б) уголовного судопроизводства.

в) уголовного преследования;

г) оперативно-розыскной деятельности либо дознания.

14. Укажите формы адвокатских образований:

а) адвокатское бюро;

б) адвокатская контора;

в) Всероссийский съезд адвокатов;

г) палата адвокатов.

15. Какое из перечисленных действий не относится к нотариальным действиям:

а) передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

б) удостоверение сделок;

в) обеспечение доказательств;

г) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: