Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Правоохранительные органы» является самостоятельная работа.

Для студентов очной формы обучения на самостоятельную работу отводится более 50 % общего времени дисциплины, поэтому правильная организация самостоятельной работы является залогом успешного изучения дисциплины. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, – необходимо закрепить его и расширить его в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов является низким, а, главное недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение письменных контрольных работ.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Правоохранительные органы» целесообразно начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, содержание разделов и тем. Это позволит определить объем работы по предмету и спланировать самостоятельную подготовку по дисциплине до сессии.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, воспользовавшись лекционным и учебным материалом, представленным в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя. Затем в обязательном порядке необходимо ознакомиться с первоисточниками, то есть положениями нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность конкретных правоохранительных органов. При этом особое внимание следует уделить текущим изменениям в законодательстве.

В рамках изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» студенты получают знания о существующих в Российской Федерации судебных и правоохранительных органах; изучают их состав, структуру, принципы организации и деятельности, а так же полномочия по осуществлению правоохранительной деятельности; состав, структуру и полномочия отдельных их звеньев. Поэтому при освоении учебного и нормативного материала целесообразно использовать схемы, отражающие состав и структуру отдельных правоохранительных органов, что позволяет наглядно сформировать общее представление, например, о системе судов, органов прокуратуры и т.д.

Следует обратить внимание, что при изучении тем о конкретных правоохранительных органах в схему основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие: Понятие правоохранительного органа →Задачи→Функции (направления деятельности)→ Система органов →Звено в системе правоохранительного органа → Структура звена правоохранительного органа → Состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа→Компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа →Кадры правоохранительного органа (руководство, порядок назначения и увольнения должностных лиц, их права и обязанности, ответственность). Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.

Для самоконтроля качества освоения учебного и нормативного материала можно воспользоваться вопросами, приведенными в учебных пособиях и заданиях для самостоятельной работы.

Получение навыков самостоятельной работы с текстами законов и иных нормативно-правовых актов, навыков применения норм законов к конкретным ситуациям, возникающим в правоприменительной деятельности правоохранительных органов, является одной из главных задач изучения дисциплины. Поэтому самостоятельная подготовка студентов в обязательном порядке включает решение задач, которые должны быть выполнены к семинарским занятиям по изучаемым темам.

Полное усвоение дисциплины «Правоохранительные органы» требует от студентов, помимо изучения учебного и нормативного материала, ознакомления с практикой деятельности судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвокатуры, а также активного участия в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: