Практическая часть

1. Вводная часть:

- характеристика выпускаемой продукции или выполняемых услуг предприятием;

- обобщение опыта управления качеством продукции или услуг на действующем предприятии.

Компания «Вестфалика» начала свою деятельность с реализации импортной обуви. В 1995г. было организовано собственное производство. В 1996г. организована сборка обуви из покупных (итальянских) заготовок верха и деталей низа. В 1997 году на базе приобретенного комплекта немецкого оборудования для сборки заготовок начато их собственное производство, а в начале 1999 года установлены литьевые агрегаты и освоено производство подошв, каблуков, стелек (из итальянского сырья).

Накопленный опыт компании в области продаж и производства обуви, прочные деловые связи с зарубежными и российскими поставщиками, высокая квалификация специалистов позволила расширить выпуск основного ассортимента продукции и заняться освоением новых продуктов (производство меха, кожи, упаковки).

Качество обуви формируется, начиная с процесса моделирования и заканчивая процессом изготовления. Факторы, определяющие качество обуви, а также система показателей качества регламентируются НТД (ГОСТ, ТУ, ОСТ).

Общие показатели качества — гарантийный срок носки, прочность ниточных креплений деталей заготовки и подошвы, масса, гибкость, общая и остаточная деформация подноска и задника, прочность прикрепления каблуков, силуэт, внешний вид и внутренняя отделка обуви.

Эти показатели определяются по стандартным методикам в условиях не только предприятий-изготовителей, но и предприятия торговли.

Специализированные обязательные показатели качества (их еще называют перспективными) определяются на стадии разработки и при запуске продукции в производство. Для определения этих показателей необходимы специальные лаборатории.

Стандарты технических условий предусмотрены на обувь модельную, повседневную детскую, повседневную из синтетических и искусственных кож, юфтевую, домашнюю и легкую.

Построение этих стандартов подчинено единому принципу с указанием норм в 6 основных разделах: виды и размеры; технические требования; правила приемки; методы испытаний; гарантии изготовления и маркировка; упаковка, транспортирование и хранение обуви.

При оценке качества обуви в торговле применяют в основном инструментальные (лабораторные) и органолептические методы, т.е. для оценки качества необходимо провести осмотр изделий в партии и отдельных партий; установить базисные показатели, необходимые для обоснованного заключения о качестве каждого образца или всей партии. На основании ус-тановленных показателей назначают соответствующие методы испытаний.

Органолептический метод оценки качества сводится к визуальному осмотру и изучению каждого образца обуви, с использованием, при необходимости, простых технических средств (луп, приборов и инструментов для измерения линейных размеров), повышающих разрешающую способность органов чувств. Точность и достоверность результатов зависит от опыта и квалификации лиц, проводящих оценку качества. Органолептические методы применяются при экспертном контроле и товароведной оценке качества.

Экспертные методы применяют при оценке художественно-эстетических показателей обуви, при утверждении лучших образцов и моделей на художественном совете, при разработке нормативно-технической документации, т. е. они основаны на групповом мнении экспертов (не менее 7 человек) — специалистов-товароведов, дизайнеров, технологов и др. Экспертные методы применяют тогда, когда определение свойств изделий не поддается инструментальным методам исследования.

Товароведные методы органолептической оценки качества применяются для контроля качества обуви по показателям сортности или пригодности ее к реализации и потреблению на основании выявления по-роков. Эти методы используют товароведы-бракеры, общественные контролеры, эксперты бюро товарных экспертиз (БТЭ), работники инспекции по качеству и службы Госстандарта для контроля качества и проверки соответствия фактического качества товара требованиям НТД и данным, указанным в сопроводительных документах: счет-фактурах и спецификаци-ях. В случае расхождения необходимых показателей качества с реальным товаром составляется коммерческий акт разбраковки, который и предъявляется вместе с обувью вызванному представителю поставщика.

При необходимости применяют инструментальные (лабораторные) методы оценки качества обуви для получения количественных данных, которые по завершении испытаний сравнивают с показателями, нормируемыми НТД.

Для лабораторных исследований отбирают пробы от партий в количестве не менее 2 пар. Составляют акт отбора проб, в котором указывают наименование производителя, поставщика и потребителя (номер документа, вид и назначение обуви, артикул, сорт и количество пар в партии, количество отобранных образцов пробы, подписи участников, проводящих испытания, и представителей заинтересованных сторон).

Образцы снабжают ярлыком, подписанным всеми представителями сторон, так как лабораторные методы предусматривают не только испытания, не требующие разборки и изменения качества обуви, но и предполагающие частичную или полную разборку и уничтожение обуви.

Этими методами устанавливают соответствие линейных размеров основных видов обуви и отдельных деталей, величины перекосов в деталях, парность и массу обуви. С частичной разборкой и изменением качества обуви проводят определение гибкости конструкции, общей и остаточной деформации жестких задников и подносков, водостойкости юфтевых сапог, прочности крепления каблуков и набоек, подошв.

Исследование прочности соединения деталей верха ниточными швами и крепления подошв гвоздями и винтами проводят на образцах из готовой обуви, следовательно, данные методы исследований (испытаний) требуют полной разборки и уничтожения обуви.

Лабораторные методы оценки качества и контроля относят к категории выборочных и применяют в основном при решении споров между потребителем и поставщиком (производителем), а также при текущем контроле качества в условиях изготовителя.

Система контроля качества на данном предприятии выглядит следующим образом.

Бухгалтерия - выполнение плана по качественным показателям в стоимостном выражении (сортность, ассортимент, новые изделия); потери из-за штрафов и уценки из-за рекламации на обувь в торгующих организациях; потери при возврате бракованной обуви (и не выдержавшей гарантийных сроков носки).

Планово-экономический отдел - разрабатывает перспективные и текущие планы по ряду качественных показателей (сортность выпускаемой обуви, её ассортимент, новые модели и изделия), разрабатывает аналитический материал продукции (в том числе влияние качества на себестоимость продукции).

Отдел труда и заработной платы - разрабатывает, внедряет и контролирует использование в цехах систем, поощряющих качество обработки. Участвует в распределении лимитов непервосортной обуви по производственным операциям.

Технологический отдел - разрабатывает планы технического развития предприятия и составляет технологические проекты.

Производственный отдел - разрабатывает, организует и осуществляет оперативный контроль за выполнением цехами и участками графиков по выпуску продукции при обеспечении планируемых показателей качества.

Отдел конструирования и моделирования обуви - разрабатывает ассортимент на будущие периоды, конструирует продукцию, проводит работы по стандартизации.

Отдел технического контроля — предотвращение выпуска (поставки) предприятиями продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической докумен­тации, условиям поставки и договорам, а также укрепление про­изводственной дисциплины и повышение ответственности во всех звеньях производства за качество выпускаемой продукции.


Рисунок 2 - Система контроля качества на предприятии

В соответствии с задачами ОТК реализует следующие функ­ции: подбор и расстановку кадров, обучение и повышение их квалификации; анализ эффективности всех видов технического контроля; внедрение прогрессивных методов контроля и оценки качества изделий; входной контроль; анализ и обобщение стати­стических данных об эксплуатационных свойствах выпущенной предприятием продукции; контроль за реализацией и эффек­тивностью мероприятий по устранению выявленных конструк­тивных, производственных недостатков изделий и предупрежде­ние брака; участие в подготовке и аттестации продукции; разра­ботка предложений, направленных на повышение качества изготовляемой продукции; участие в совершенствовании норма­тивной документации.

Контроль качества выпускаемой продукции ОТК проводит по следующим главным направлениям: контроль технической до­кументации и технологических процессов, обеспечения надеж­ности принимаемых изделий, рекламационная работа, примене­ние средств измерений, соблюдение метрологических правил приемки.

Постоянно действующие комиссии цехов по качеству не реже раза в месяц анализируют все случаи брака и вносит свои предложения, направленные на испытание повторных дефектов.

Все дефекты, обнаруженные в процессе изготовления и обработки изделий, необходимость дополнительных доработок продукции и результаты проведения этих работ фиксируются в действующих документах предприятия. Для учета и устранения дефектов используются следующие документы: первичные учетные документы дефектов, сигнальный листок, карта дефекта.

Первичные учетные документы дефектов, обнаруженных в процессе изготовления и отработке изделий, - это журнал учета результатов контрольных операций по технологическому процессу, журнал учета и подготовки результатов испытаний на предприятии, акт дефектации изделий после испытаний, ведомости дефектов, обнаруженных при натуральных испытаниях и др.

Сигнальный листок служит для регистрации и контроля за устранением дефектов, если проведение дополнительных работ и централизованный контроль возможны без разрешения руководства предприятия.

Карта дефекта предназначена для регистрации и контроля за устранением дефектов, если на проведение дополнительных работ и централизованного контроля необходимо разрешение руководства предприятия.

Контроль за устранением дефектов осуществляется по сигнальным листкам. Их оформляет ОТК в процессе изготовления – технологическое бюро цеха, а также в процессе отработки – лица, ответственные за проведение за проведение испытаний. Первично оформленные сигнальные листки направляются в отдел технического контроля предприятия, где они рассматриваются и классифицируются по видам причин, вызывающих дефекты, и направляются в подразделения-исполнители. Срок и порядок прохождения документов устанавливаются в стандартах предприятия. Постоянно действующая по качеству подробно разбирает рекламации, поступившие за истекший период, уточняет правильность определения рабочими комиссиями причин отказа и полноту прелагаемых мер по их исключению, утверждает сроки и испытания мероприятий.

Технический контроль и испытания позволяют не только установить, соответствует ли продукция предъявляемым к ней требованиям, но дают информацию для управления качеством продукции.

2. Исследовательская часть:

- составить модель действующего бизнес-процесса, представляющего жизненный цикл продукции и определить цели каждого из процессов;

- построить структурную модель, отображающую взаимосвязи процессов с выделением входа и выхода;

- установить структуру входов и выходов процесса; входы – ресурсы, изменяющиеся и потребляемые в ходе процесса, выходы – это результаты процесса (продукция и услуги), показатели результативности и эффективности;

- определить ответственных лиц за эксплуатацию и планирование улучшения процесса;

- составить карту бизнес-процессов, раскрывающую виды и регламент исполнения процессов.

Карта процесса представлена на рис. 3.

СТРУКТУРА КАРТЫ КАРТА ПРОЦЕССА
1. Область действия цель процесса: обеспечение качества производимой обуви
2. Должностное лицо владелец процесса: ЗАО «Вестфалика»
3. Входные документы входные данные, поставщики (ссылки на акты, протоколы, договора);нормативные документы законы, ГОСТы, ТУ, ТЗ
4. Перечень основных действий алгоритм, перечень последовательных операций процесса, контрольные точки выбора решений.
5. Протоколы,журналы стандартные формы Выходные данные: регистрации выполнения процесса в записях; формы документов,
6. Матрица ответственности уровни ответственности персонала за конкретный этап (операцию (матрица ответственности)
7. Выходные документы ресурсы, выделяемые на процесс
8. Показатели качества процесса показатели процессов: длительность цикла; результативность, эффективность.
9. Людские ресурсы Матрица ответственности персонала за выполнение операций процесса;

Рисунок 3 – Карта процесса

Модель процесса представлена на рис. 4.

При выделении и идентификации процессов учитывался тот факт, что на предприятии существовали и функционировали процессы (процесс закупок, сбыта, управление оборудованием и средствами измерения и др.). Эти процессы были объединены в единую систему с установлением взаимосвязи между ними.

Рисунок 4 – Модель процесса

В качестве мероприятий по совершенствованию деятельности в области качества предлагается разработка таблицы качества.

Исследуя обувь, например, женские демисезонные сапоги из натуральной кожи можно ориентироваться на следующие показатели, отраженные в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика основных дефектов кожаной обуви

Дефект Внешние признаки Причины образования Потеря качества, %
     
           
1. Выхваты, подрезы кожи верха На поверхности де­ тали заготовки выс­ тупают в виде отпе­ чатков контура пов­реждения со сторо­ны бахтармы Производственный — образуется в Задевающая дерму
результатеповреждений (подрезах, выхватах) шкур во время съемки и обработки ее с бахтармяной стороны    
   
2. Разные по оттенку цве­ та кожи (союзники, задинки и Т.Д.) Неодинаковый от­ тенок одноименных деталей верха обуви Производственный (кроме кож с по­ крытием типа анилинового) — обра­ Незначи­ тельная на всех деталях, кроме союзок Значитель­ ная на всех деталях, незначи­ тельная на союзках Резко выра­ женная на всех деталях
зуется в результате плохой подго­ товки кожи к крашению, примене­ ние красителей неудовлетвори­ тельного качества, неправильного комплектования деталей при рас­ крое, неравномерность нанесения слоя аппретуры на кожу верха
3. Липкость покрытия кожи верха Наличие липкости на коже деталей верха Производственный — образуется в результате неправильного составле­ ния покрытий для кож или наруше­ ния режима сушки кож На всех де­ талях заго­ товки верха обуви
4. Матовость лаковой пленки кожи верха 5. Трещины лаковой пленки кожи верха Отсутствие блеска или слабый блеск лаковой пленки на коже деталей верха Наличие трещин лакового покрытия на коже деталей верха: а) при сохранении эластичности кожи б) при отсутствии эластичности кожи в местах трещин Производственный — образуется в результате неправильного состава компонентов лакового покрытия или нарушения температурного режима сушки обуви Производственный — образуется в результате чрезмерного натяжения при затягивании (формовании) заго­товки на колодку и недостаточной эластичности лаковой пленки. Непроизводственный — образуется в результате нарушения условий эксплуатации обуви (например, сушка после значительного намокания обуви) На всех де- талях,кроме союзок — На всех де­ талях верха обуви Мелкая на всех дета­ лях, кроме союзок, об­ щей длиной 10 мм — На союзках общей дли­ ной более 10 мм
6. Осыпание покрывной краски на коже верха Отставание покрыв­ной краски от поверхности кожи с с образованием пятен с другим оттенком кожи Производственный — образуется в результате неправильной подготов­ки лицевой поверхности кожи перед покрытием, нарушение рецептуры покрытий, нарушение технологий крашения На всех деталях, кроме союзок На союзках На всех деталях  
7. Осыпание аппретурного покрытия на коже верха Отставание аппре­ турной пленки от поверхности кожи с образованием пя­ тен с другими оттенками Производственный — образуется в результате неправильной подго­ товки лицевой поверхности кожи перед покрытием, нарушения ре­ цептуры покрытий, нарушения технологии крашения На всех деталях, кроме союзок На союзках На всех деталях  

Продолжение таблицы 1

8. Заросшие рубцы от повреждения лицевого слоя кожи верха Местные различной формы искажения лицевого слоя кожи Производственный — образуется в результате повреждения шкуры животного свищами, клещом, ударами, болячками, струпьями, следами оспы и др. На всех деталях кроме союзок На союзках На всех деталях
9. Стяжка лица кожи верха Местное изменение естественной мереи в виде морщин или мелких трещин Производственный — образуется в результате сильного вязывания ду­бителя, вызванного высокой основностью соков, быстрая отдача кисло­ты гольем, недостаточное пикелева- ние голья, повышенная температура и вяжущая способность раствора танидов. Аналогичный дефект у жест­- ких кож называется ломкостью В виде морщин на всех деталях В виде трещин на всех деталях
10. Подтеки и пропуски аппретуры на деталях верха Видимая неравно­ мерность или от­ сутствие на отдель­ ных участках кожи аппретурного по­ крытия Производственный — образуется в результате несоблюдения технологии покрытия На всех деталях кроме союзок На всех деталях
11. Неустой­ чивость и маркость кра­ сителя кожи верха или подкладки Неустойчивость кра­ сителя, определяе­ мая степенью пере­ хода красителя на белую ткань при пя­тикратном сухом и мокром трении о поверхность кожи Произподственный — образуется в результате нарушения рецептуры покрывной краски, недостаточной адгезии покрытия с кожей На отдель­ ных деталях кожи верха или под­ кладки На всех де- талях кожи верха или подкл адки  
12. Петли, подплетины на ткани верха Петли, выступаю­ щие на поверхности ткани; несколько рядом лежащих непереплетенных нитей Производственный —,образуется в результате нарушения технологии производства ткани Группа пе­ тель на всех деталях, кроме сою­ зок, 2—3 мес­ та длиной 1—2 см, кро­ме союзок Группа пе­ тель на всех деталях бо­ лее 3-х мест длиной бо­ лее 2 см на всех деталях  
                 

Таблица определения потери качества обуви в процентах является ориенти­ровочной и разработана с использова­нием типовой таблицы Торгово-про­мышленной палаты на основании су­ществующих принципов:

1. Потеря качества обуви устанав­ливается по наличию обнаруженных дефектов.

2. Оценка качества обуви произ­водится по наиболее существенному дефекту.

3. Определение процента потери качества обуви производится по худ­шей полупаре.

4. Величина процента потери ка­чества зависит от вида и выраженно­сти дефекта.

В табл. 1 приведены размеры потери качества в процентах новой обуви.

При определении процента поте­ри качества ношеной обуви размеры его увеличиваются в зависимости от степени износа и внешнего вида обу­ви на 20-40%.

Используя данные о дефектах, приведенные в таблице 2, можно сказать, что обувь (женские демисезонные сапоги из натуральной кожи) фирмы «Вестфалика»в целом соответствует государственным стандартам качества и ярко выраженных дефектов нет.

Понятно, что чем выше качество, тем выше цена. На связь цены с уровнем качества продукции влияют в данном случае следующие показатели качества:

- ограничительные: государственные стандарты и стандарты, разработанные на самом предприятии;

- классификационные: государственные стандарты, стандарты, разработанные на самом предприятии и приведенная в первой главе работы классификация показателей качества, в Ом числе органолептические, технические, физические.

- оценочные: оценка качества экспертами фирмы «Вестфалика» в том числе проведение социологических опросов покупателей.

Фирме «Вестфалика» целесообразно разработать шкалу оценочных показателей, в которой в форме коэффициентов учтены различные надбавки (скидки) к базовой цене в зависимости от уровня качества продукции, то есть при определении цены можно использовать параметрический метод ценообразования. К показателям, влияющим на цену обуви, относятся (надбавка к базовой цене):

- качество сырья (выделка, окраска, тонкость, сорт и пр.) – коэффициент до 1,2

- качество пошива - коэффициент до 1,1;

- модность изделия - коэффициент до 1,2;

- качество упаковки - коэффициент до 1,02.

Указанные мероприятия позволят существенно повысить качество и конкурентоспособность продукции фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: