Этапы развития менеджмента качества часто изображаются в виде «башни качества» (рис. 2). Она представляет собой последовательно возникшие направления менеджмента качества применительно к производству продукции.
Рис. 2. Башня качества
В фундаменте менеджмента качества находятся составляющие, необходимые для организации соответствующих работ в области качества. Стандартизация способствует единообразию выпускаемой продукции, требованиям к ней, процессам, организациям. Метрология позволяет с использованием определённых средств измерять качество продукции, процессов, работы персонала. Квалиметрия обеспечивает определение номенклатуры и количественных значений показателей качества. Взаимозаменяемость обеспечивает замену объекта на аналогичные без существенного изменения качества.
Этажи башни включают следующие характеристики:
1) контроль качества позволяет осуществить отбраковку годных изделий от бракованных и обеспечить поставку только годных изделий потребителю;
|
|
2) управление процессами позволяет контролировать последовательные операции при изготовлении изделия, т.е. осуществлять контроль технологического процесса изготовления изделий и обеспечить увеличение выхода годных изделий этого процесса;
3) обеспечение качества позволяет организовать качественный труд персонала за счет грамотного менеджмента на всех уровнях управления;
4) планирование качества позволяет за счет внедрения современных систем менеджмента качества обеспечить наиболее полное удовлетворение запросов потребителей;
5) экологический менеджмент позволяет не только удовлетворить потребности потребителей, но и обеспечить безопасность для окружающей среды;
6) социальный менеджмент направлен не только на то, чтобы продукт и его производство были экологически чистыми, но и социально безопасными.
Современная организация, занимаясь управлением качества, может использовать методы, характерные для определённых этапов, либо в той или иной степени используемых на всех этажах башни качества.