В основу сертификации системы качества положены следующие принципы:
1) добровольность;
2) объективность оценок;
3) конфиденциальность;
4) информативность;
5) воспроизводимость результатов оценки.
Объектами оценки при сертификации систем качества являются:
¨ деятельность по управлению и обеспечению качества;
¨ качество продукции;
¨ производственная система.
Процесс сертификации системы качества (производства) состоит из следующих этапов:
1) предварительная проверка и оценка системы качества:
а) подача заявки и исходных данных заявителем;
б) анализ исходных данных органом по сертификации;
в) принятие решения о готовности к сертификации;
г) заключение договора на проведение сертификации;
2) окончательная проверка и оценка системы качества:
а) проверка системы качества;
б) принятие решения о сертификации;
в) оформление, регистрация и выдача сертификата;
3) инспекционный контроль сертифицированной системы качества.
Сертификация применяется во всех промышленно развитых странах. Основной целью международной сертификации является обеспечение беспрепятственного распространения товаров (услуг) на рынках различных стран.
|
|
Международные организации по сертификации.
Наиболее значительными из международных организаций по сертификации являются следующие:
1) Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ, которое содержит специальные рекомендации в области стандартизации и сертификации;
2) международная организация по стандартизации ИСО, в рамках которой вопросами по сертификации занимается Комитет по сертификации СЕРТИКО;
3) международная электротехническая комиссия МЭК. МЭК работает над проблемами сертификации совместно с ИСО: все руководства по сертификации выпускаются от имени этих двух организаций (ИСО/МЭК);
4) международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий ИЛАК;
5) европейская организация по испытаниям и сертификации ЕОИС.
Метрология в управлении качеством