Школы цигун

Цигун включает в себя практику китайских боевых искусств, медитативную практику и гимнастические упражнения, направленные на освобождение от телесных зажимов и энергетических блоков с помощью успокоения сознания, тела и эмоций. Может использоваться в качестве релаксации и альтернативного лечения при стрессовых состояниях и болезни, а также для общей гармонизации организма, улучшения иммунитета, настройки работы органов и их систем.

С древних времен цигун стал неотъемлемой частью китайской культуры. Существовало множество различных школ цигун: клановых, семейных, монастырских. К середине XX века исследователями цигун рассматривались всего несколько основных направлений и школ цигун, в зависимости от их целей и методов практики:

  • медицинское (или лечебное) направление цигун
  • цигун, используемый в боевых искусствах
  • различные частные школы монастырей и обществ.

Цигун подразделяют на «жесткую работу» (ингун) и «мягкую работу» (жуаньгун). Первая относится к боевым гимнастикам, а вторая – один из видов «взращивания жизни» (яншэн). Взращивание жизни – повышение жизненных сил организма. Основа – расслабление тела и сознания: «Не видеть, не слышать, сохранять дух в спокойствии, тогда форма саморегулируется», – писал Чжуан цзы. Цигун также называют цигун-терапией. Цигун-терапию в свою очередь подразделяют на «динамическую работу» (внешние движения – внутреннее спокойствие) и «статическую работу» (внешний покой – внутреннее движение), если сочетать динамику и статику, то эффект более значительный.

В Китае цигун разделяется на следующие направления: оздоровительный, медицинский, даосский, буддийский конфуцианский, ушуйский, жесткий, легкий, внутренний и внешний. Каждое из этих направлений ставит перед собой различные задачи и цели.

В целом, эти деления на школы и направления весьма условны. Так, например, мастера боевых искусств изучают медицинский цигун для лечения различных травм, а когда достигают мастерства в боевом направлении, начинают постигать и духовный цигун. Отличия буддийского цигун от даосской практики в том, что даосская практика целью ставит «очистить душу и тело», «влиять на жизнь», а также восстановить «непорочность и недеяние». Буддийское направление больше беспокоится о «закалке души и ее освобождении».

Самым древним из этих направлений считается медицинский цигун, цель которого – профилактика и лечение болезней, а также общее укрепление здоровья. Конфуцианский цигун делает упор на нравственное самосовершенствование и воспитание в себе высокой морали. Даосский цигун направлен на воспитание характера и на долголетие, с акцентом на укрепление здоровья и на выработку спокойствия духа.

Буддийский цигун уделяет особое внимание спокойствию духа и спасению души. Ушуйский цигун преследует цель закалять здоровье, укреплять внутренние органы и развивать действенную силу. Последний включает в себя и жесткий цигун. Как ни разнообразны эти направления, их объединяют упражнения в регулировке дыхания и мыслей.

Буддийская школа отличается повышенным вниманием к работе с сознанием, о чем свидетельствует малое количество чисто технических «регулирующих» приемов. Для даосской школы более характерна строгая последовательность выполнения действий и их систематичность. Методики буддийской школы нацелены на то, чтобы выйти на определенный энергетический уровень. Представители даосской школы стремятся к усовершенствованию внутренних и внешних жизненных структур человека, поэтому большое место в методиках этого направления отводится циркуляции ци по энергетическим каналам, фиксации «мысли» на биологически активных точках и т.д. В буддийской школе, особенно в чань-буддизме, ставка делается на быстрые, скачкообразные изменения, а у даосов – на постепенное продвижение к цели и поэтапное совершенствование.

Конфуцианский цигун. Основная цель конфуцианского цигун заключается в реставрации тела и пробуждении энергии ци. Конфуцианские школы цигун основывались на социально-научном совершенствовании. Целью цигун они считали развитие функций человеческого организма, сохранение сердца и взращивания природы человека через вскармливание великой ци. Основными методами считались «успокоение сердца» и «сохранение ночной ци». Суть конфуцианской системы заключалась в следующем: «Если сердце не забывает, то не растет ржание сердца». Конфуцианский цигун делает упор на развитие Высокоморального человека. «Цзюнь-цзы» (совершенный человек) он должен отличаться двумя основными достоинствами – гуманностью и чувством долга. Этот человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах. В сомнении – справляться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии думать о честности. Всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поискам истины. Постигнув истину утром, он «может спокойно умереть» вечером.

Медицинский Цигун. Этот вид Цигун создали, главным образом, целители. Были разработаны специальные упражнения для улучшения циркуляции ци (энергии) в конкретных каналах (меридианах) для излечения заболевания. Медицинский цигун ставит перед собой цель укрепления здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.

К медицинскому цигуну относится практика Син шэнь чжуань. Син шэнь чжуань – это система упражнений, или форма, как ее принято называть, начального уровня цигуна. Она представляет собой оздоровительную гимнастику, воздействующую на суставы тела через правильное расслабление. Целью этой практики является формирование правильной структуры тела – физической и энергетической, то есть создание здоровой осанки здорового позвоночника в здоровом теле. Выпрямляется позвоночник, появляется гибкость в суставах, устраняются глубокие зажимы в теле.

В даосских практиках физическое здоровье считается первым шагом на духовном пути. На первом этапе практикующий занимается подготовкой тела как сосуда для духа и души, его очищением, открытием каналов, по которым протекает жизненная энергия ци.

Система упражнений син шэнь чжуань относится к лечебному цигуну, который зарекомендовал себя как эффективный и безопасный метод оздоровления. В госпиталях Китая в массовых масштабах он назначается людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиозами, межпозвоночными грыжами и многими другими). Получаемые результаты восхищают как сотрудников медицинских учреждений, так и самих пациентов.

Одним из преимуществ син шэнь чжуань является то, что он не требует предварительной физической подготовки. Упражнения этой гимнастики выполняется медленно и плавно без каких-либо резких движений, исключительно корректно и безопасно работая с телом. Форма выстроена в особую последовательность упражнений, собранных таким образом, что их применение не только изменяет структуру тела и приносит расслабление, но и приводит ум и эмоции в спокойное сбалансированное состояние, приводя к эмоциональной стабильности.

Форма син шэнь чжуань состоит из десяти упражнений. Каждое из них работает с определенной зоной позвоночника и энергетической точкой в этой зоне. Упражнения выстроены в точную последовательность, которая и составляет секрет этой практики.

Даньтянь-цигун – даосская практика, используемая для развития Даньтяня и силы промежности. Энергия Ци и ее давление в Даньтяне необходимо как основа для большинства практик Целительного Дао, особенно таких, как Цигун «Железная Рубашка» и Тайзци-цигун.

В даосской энергетической парадигме Даньтянь представляет собой центр тела и является основным генератором и одновременно основным местом хранения энергии Ци в теле, а также центром осознания. Даосы тренируют эту нижнюю часть брюшной полости, считая ее Вторым Мозгом. Нижний Даньтянь остается ключом к открытию тела и ума свободному, непрерывному потоку энергии.

Практикуя цигун «Железная Рубашка», мы учимся, расслабившись и не применяя усилий, стоять в позе «Обхватывания дерева», используя внутреннюю структуру «выровненного» тела, укоренение, мощную диафрагму таза и центрирование в Даньтяне.

Занимаясь тайцзи-цигун, мы учимся перемещать это «дерево», обеспечивать циркуляцию энергии и укреплять внутреннюю силу. Все движения тайцзи начинаются из Даньтяня, именно Даньтянь отвечает за контроль и равновесие - ключевые составляющие правильного выполнения тайцзи.

Нижний Даньтянь является основным резервуаром энергии в теле. В переводе с китайского слово Дань означает «эликсир» (буквально – киноварь, минерал, используемый во «внешней алхимии» в качестве основы для эликсира бессмертия, поскольку, как считают, он отличается совершенным равновесием Инь и Ян). Тянь означает «поле» или «место». Это место, где сходятся все энергии нашего тела, Земли, Вселенной и Природы, образуя «жемчужину», эликсир бессмертия, то, что служит пищей для нашей души и духа. Нижний Даньтянь расположен в брюшной полости, примерно на ширину трех пальцев ниже пупка. В Даньтяне мы храним свою Изначальную Ци, т.е. Ци, полученнуя из яйцеклетки и сперматозоида наших родителей. Сохраняя энергию в Даньтяне, мы можем затем легко получить к ней доступ, поэтому Даньтянь называют также «океаном Ци» или вторым мозгом.

Для увеличения личной силы, центрирования тела и ума необходимо, чтобы в Даньтяне хранилось достаточное количество энергии, т.е. он был наполнен давлением Ци. Здоровое тело имеет внутреннее давление 14,7 фунтов на квадратный дюйм (одна атмосфера). Любое снижение этого давления увеличивает возможность заболевания и общее ослабление организма. Практика упаковки энергии, используемая в Даньтянь-цигуне, усиливает это давление и укрепляет наши внутренние органы и фасции. Активизируются все системы – сердечно-сосудистая, лимфатическая, нервная, а также железы внутренней секреции; облегчается течение крови, спинномозговой жидкости и гормонов, так что работа сердца облегчается.

Даньтянь-Цигун служит основой нашей стабильности, физического и ментального/духовного равновесия. Он помогает нам быть активными, поддерживая контакт с самими, собой, и ценя собственное пространство, давать пространство другим.

Наиболее распространенная Чжун Юань Цигун, по мнению ее приверженцев, относится к высшим уровням цигун и является целостной системой знаний и методик, которые позволяют восстановить здоровье, развить творческие способности и осуществить прорыв в сферу особых возможностей. В направление Чжун Юань цигун входят элементы практически всех школ цигун, но при этом, оно свободно от какой бы то ни было религиозной окраски и не преследует никакие идеологические цели. Система Чжун Юань цигун основывается на базовых элементах китайской медицины и философии: теории Инь и Янь, Усин, акупунктурных меридианах и биологически активных точках.

Религиозный Цигун. Этот вид Цигун разрабатывался монахами буддийской и даосской религиозной направленности. Изначально целью этих школ было достижение просветления, состояния Будды или Великой Пустоты (Дао). В этих школах и были разработаны специальные техники для долголетия. Многие монахи не успевали достичь состояния просветления из-за ограниченности отпущенного им судьбой времени жизни на земле и они умирали, не достигнув его. Были разработаны специальные техники для продления жизни, теперь монах сам решал, когда его душе отправляться в мир иной. Впоследствии эти техники вышли из религиозного Цигун и стали независимы.

В настоящее время они не относятся ни к одной из религий. Религиозный цигун изучают и преподают в буддийских и даосских монастырях.

Философский Цигун или Цигун для мудрецов. Сюда входят конфуцианский цигун, даосский и буддийский. Направления этого вида цигун разрабатывались учеными-философами, а их основная задача – не только поддержание здоровья. Они делают упор как и на Конфуцианский цигун, так и на духовно-социальное совершенствование человека, на образование, интеллектуальное развитие и сохранение своих интеллектуальных способностей до глубокой старости. Этот вид цигун более целенаправлен. Но, самое главное, он помогает глубже понять ситуацию или проблему, рассматривать их с разных сторон, копать глубже. Проанализировав различные ситуации и варианты их развития, можно использовать полученные данные для поиска новых решений, и создания новых оригинальных творений. Выстроить алгоритмы для реализации этих идей и решений. Этот вид цигун помогает мечты сделать явью. Применение этих знаний обширны (образование, бизнес, политика, новаторство, искусство, творчество и т. д.). Про направления этой школы упоминает мастер Вон Кью-Кит в своей книге «Искусство Цигун».

В целом, эти деления на школы и направления весьма условны. Так, например, мастера боевых искусств изучают медицинский цигун для лечения различных травм, а когда достигают мастерства в боевом направлении, начинают постигать и духовный цигун.

Далее в качестве справки приведем краткие характеристики конфуцианства, даосизма и китайского буддизма.

Конфуцианство. Основателем конфуцианства считается мыслитель древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), живший в IV-V вв. до н.э.

Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Такой подход имел большое значение для социально-экономического упорядочения жизни в аграрном Китае, однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Индивид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия порядок, (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западного Чжоу Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями». Порядок наполняется добродетелью (дэ): «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к проявлению человечности (жэнь). Быть человечным – основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался.

Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Таков путь (Дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть, вверено управление обществом.

Конфуций создал идеал совершенного человека, обладающего двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие «гуманность» включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям и т.д. В понятие «чувство долга» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Совершенный человек безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде – всего себя он посвящает служению людям и поиску истины. Конфуцием были сформулированы основы социального порядка, согласно которым общество должно состоять из двух категорий: управляющих и повинующихся. Основой социального порядка является строгое повиновение старшим. Семья – сердцевина государства.

Конфуцианство как религия совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками и главами семей. Большое место занимает культ предков и вера в духов. Самым главным считается соблюдение точно установленных предками правил. Обряд служит средством упорядочения и облагораживания жизни.

Даосизм. В IV-III вв. до н.э. в Китае зародился даосизм, основателем которого считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге Дао-де цзин. В центре этого учения лежит доктрина о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует во всем и везде, всегда и безгранично. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – вот смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Последователи даосизма проповедуют идею о бессмертии человека, которого могут достичь праведные отшельники, ушедшие от повседневных страстей и суетности жизни. Трансформация человека в бессмертного считалась очень сложной, доступной лишь для немногих. Для даосизма характерны практика гадания и врачевания, суеверий и оберегов, веры в духов, культ божеств и патронов, магия. Таким образом, даосизм удовлетворял все потребности населения. В его пантеон наряду с главами религиозных доктрин (Лао-Цзы, Конфуций, Будда) входили многие божества и герои. В честь них даосы создавали многочисленные храмы, где ставились соответствующие идолы и собирались подношения. Такие храмы обслуживались монахами, выполнявшими по совместительству функции магов, гадателей, врачевателей и т.п.

В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, конструированием логически последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Чувственное познание опирается только на частности и «заводит человека на бездорожье», Дао постигается «сверхчувственно». Таким образом, даосизм является одной из форм мистицизма.
Согласно даосизму, мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин и целей, двигаясь однако в рамках пути – Дао. В онтологическом учении даосизма именно понятие пути – Дао – является центральным. Цель человеческого существования, по даосизму, есть «слияние» человека с космосом, так как он является его частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект-объект».

Главная жизненная задача человека. «Совершенномудрый» (шэньжень) – этический идеал даосизма, противопоставляется конфуцианскому этическому идеалу – «благородному мужу» (цзюнь-цзы). Последний развенчивается как человек с «низшим дэ», и противопоставляется человеку с «высшим дэ» – даосскому совершенномудрому» (шэньженю), главное качество которого – победоносное недеяние, ведь «человек с высшим дэ бездеятен и осуществляет недеяние», и он так же, как и само Дао, «не бореться, но умеет побеждать», в отличие от суетливого конфуцианского «благородного мужа» (цзюнь-цзы»), постоянно пребывающего в состоянии «бурной деятельности», являющейся, которая лишь нарушает естественный порядок вещей - «меру вещей».

Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Принцип недеяния как высшей формы поведения (у вэй) является основой даосской концепции управления. Если даосский «совершенномудрый» (шэньжень) становится правителем, то он предоставляет всему идти своим естественным путем – «путем Дао», следя лишь за тем, чтобы этот естественный путь не нарушался грубым вмешательством некомпетентных конфуцианских чиновников, возомнивших себя «благородными мужами» (цзюнь-цзы). Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». Недеяние или, скорее, деятельность без нарушения «меры вещей» является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением единства человека и мира на общей основе, которой является Дао. Отход в сторону, отстранение от суеты мирской характеризуют поведение мудреца. Постижение мира сопровождается тишиной, внутренним душевным покоем, в состоянии которого понимающий муж овладевает миром.

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу.

Даосские практики – это система оздоровительных, духовных практик, медитаций и упражнений, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности, исцеление и увеличение внутренней энергии, обретения состояния гармонии, путем снятия напряжения, избавления от негативных эмоций и переживаний, зажимов и блоков, чувства страха, обиды, злости.

Буддизм. Сущность буддизма вкратце можно выразить следующим образом. Источник и первопричина всех бедствий человечества в омраченности, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Буддой именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, – знанием тайны человеческого бытия и судьбы.

«Четыре благородные истины». Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Буддой как знание четырех благородных истин:

1. Страдания воплощенного бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.
2. Причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.
3. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и тем самым создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.
4. Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к великой Истине.

«Благой восьмеричный путь». Путь к этой великой Истине разделен был Буддой на восемь ступеней (благой восьмеричный путь):

1. Правильное распознавание (что касается закона причинности).
2. Правильное мышление.
3. Правильная речь.
4. Правильное действие.
5. Правильная жизнь.
6. Правильный труд.
7. Правильная бдительность и самодисциплина.
8. Правильное сосредоточение.

Нирвана. Человек, проводящий в жизнь эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирвана. «Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т.е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо, в противном случае, это было бы абсолютныи эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осужден на разочарование, как сказано: «Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея не малейшего представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая». Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни». Согласно современному пониманию, Нирвану можно определить как состояние совершенства всех элементов и энергий индивидуальности, достигших наивысшей интенсивности, доступной в данном космическом цикле.

В Китае буддизм принял форму чань-буддизма, в Японии – форму дзэн-буддизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: