Энергетическая парадигма в психологии

Использование энергетических представлений, с одной стороны, очень распространено в психологии, а с другой – крайне слабо методологически проработано. Не ясно, в какой мере эти представления являются просто моделями нашего понимания, а в какой им может быть придан онтологический статус.

Не менее проблематичными являются понятийные связи между энергией и мотивацией, энергией и смыслом, энергией и ценностью, хотя некоторые фактические связи налицо: мы знаем, как «энергично» может действовать человек, если он положительно мотивирован, знаем, что осмысленность дела придает людям как бы дополнительные силы, но очень плохо представляем, как можно связать воедино физиологическую теорию активации, психологию мотивации и отрабатывавшиеся в основном в физике энергетические представления.

Из более конкретных теоретических проблем следует указать, в первую очередь, на присущую психологической идее энергии антиномичность: с одной стороны, считается, что не существует никакой «непредметной» энергии, психической энергии самой по себе, а с другой – признается существование избытков энергии, требующих выхода. Эта проблема связана с оппозицией понятий энергии и силы. Хотя Ж. Нюттен пишет, что «в психологии часто вообще не различают понятия "сила" и "энергия"», следует упомянуть, что такое различение все-таки проводится. Д. Рапопорт и М. Гилл, например, утверждают, что психологии необходимо и то и другое понятие, так как понятием силы нельзя объяснить такие явления, как «замещение» и «трансформация», а «энергии, которые по определению являются ненаправленными количествами, не могут объяснить направленные явления».

Взгляд на человеческую психику и само человеческое бытие будет неполным, если не принимать в расчет глубинное влияние энергетической системы на внутренний мир человека, поведение и взаимоотношения с окружающими. Психология должна стремиться к многогранному видению человеческого существа и практическому толкованию процессов его психики, поэтому она должна дать возможность изучающему познать исчерпывающую картину человеческих взаимоотношений с окружающим миром. Раздельный же подход в реальной жизни оказывается бесполезен, как кусочек пиратской карты, потому что не может помочь человеку найти нужные ему сокровища. Для человеческой психологии по-настоящему ценными сокровищами всегда считались счастье, внутренняя гармония и жизненное равновесие, наполняющие нашу жизнь доверительными взаимоотношениями, любовью и радостью. Карта сознания, необходимая каждому человеку, должна как можно быстрее и полнее преподнести ему эти сокровища, спрятанные у него глубоко внутри и подспудно напоминающие о себе.

Но даже все сегодняшнее обилие информации по данному вопросу чаще всего оказывается бессильным, и большинство современных людей не знают дороги к себе. Например, как и раньше, многие не понимают, почему их самочувствие «скачет» день ото дня: еще накануне они просыпались полными сил, а на следующее утро – более истощенными, чем были вечером, когда ложились в постель; почему окружающие то тянутся к ним, то начинают выказывать неприязнь. По какой-то до сих пор всем неясной причине современному человеку, полностью охваченному мыслями, чувствами и переживаниями из-за превратностей судьбы, по-прежнему не хватает ощущения незыблемости, цельности и самодостаточности. Неосведомленность и запутанность в вопросах личного бытия (кто я и почему мои чувства, мысли и поступки не такие, как у всех остальных) нисколько не снижается, несмотря на немалую важность, которая в наше время придается эмоциям, взаимоотношениям и самопознанию.

Многие сегодня считают, что в основе всех житейских проблем лежат энергетические сбои. Мысли, чувства и поступки – это энергетические проявления. Самопознание и постижение истоков своих проявлений – деятельности, мышления и мироощущения – покоятся на энергетической ипостаси человека. Наша цель – обретение знания о том, каким образом человек оказывает энергетическое воздействие на окружающих и сам испытывает влияние тонкой энергии как своей, так и той, что наполняет других людей и большое энергетическое поле, всюду проникающее и соединяющее между собой все, существующее в нашем мире.

Либидо – в широком смысле психическая энергия.

Впервые термин «либидо» Юнг употребил в своей работе «Психология раннего слабоумия», написанной в 1907 г. В дальнейшем он анализировал это понятие в ряде статей, большая часть которых собрана в 8-м томе его собрания сочинений. В своем представлении о либидо Юнг сознательно дистанцировался от понимания последнего Фрейдом, для которого либидо сохраняло первостепенное и доминирующее сексуальное значение.

«Я должен допустить, что чисто сексуальная этиология неврозов оказывается слишком узкой. В такой критике я основываюсь не на каком-либо предрассудке или предубеждении против сексуальности, но на весьма близком знакомстве с проблемой в целом. Поэтому я предлагаю освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального подхода. Вместо этого я хотел бы внести энергетическую точку зрения в психологию неврозов. Все психические явления могут рассматриваться как проявления энергии, подобно тому как все физические явления понимаются как энергетические реализации с того момента, как Роберт Майер открыл закон сохранения энергии. Субъективно и психологически эта энергия воспринимается и переживается как сильное желание. Я называю ее либидо, используя это слово в его первоначальном смысле, никак не сводимом только к сексуальному значению. Саллюстий использует его точь-в-точь в том же значении, что и мы, когда говорит: "Они получали больше удовольствия (либидо) в красивом оружии и боевых лошадях, чем в проститутках и пирушках"» (Цит. по: Jung С. G. Selected Writings / Ed. Storr A. N. Y., 1989. P. 56-61; см. также КП, пар. 567 «Психоанализ и невроз»).

«[Либидо] обозначает желание или импульс, которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни было. Либидо есть потребность организма в самом его естественном состоянии. С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния или аффекты».

В другом месте Юнг пишет:

«Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Ценность в данном случае не представлена в своем качественном выражении, как моральная, эстетическая или интеллектуальная; психологическая ценность всегда имплицируется в своей определяющей (детерминирующей) мощи, выражающей себя в определенных психических эффектах. Я также не представляю либидо как психическую силу, недоразумение, сбившее с пути многих критиков. Я не гипостазирую понятие энергии, но использую его, чтобы определить интенсивность и значение. Вопрос о том, существует или нет особая психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо» (Jung С. G. Dictionary of Analytical Psychology. L., 1983. P. 26-27).

Таким образом, в аналитической психологии либидо рассматривается как психическая энергия, которая направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. Интерес, внимание, различного рода стимуляция являются разными выражениями либидо. Проявление либидо в отношении какого-либо объекта определяет степень ценности этого объекта для индивида. Либидо может быть сколь угодно трансформируемо или замещаемо, но ни в коем случае не разрушено бесследно. Если либидо, связанное с одним объектом, исчезает, следует ожидать его возникновения где-то еще. Собственно, оно является показателем динамики жизненного процесса, проявляющегося в психической сфере человека. Рассматривая энергетическую концепцию Юнга в характеристике психических явлений, небезынтересно отметить сходную позицию по этому вопросу, высказанную в свое время нашим соотечественником Николаем Гротом. А именно, что понятие психической энергии так же правомерно в науке, как и понятие физической энергии, и что психическую энергию можно изменять подобно физической. (См., в частности: Грот Н. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопр. философии и психологии. 1897. Т. 37-38).

«Либидо непостижимо никак иначе, кроме как в определенной форме, т.е. оно идентично образам фантазии. И мы можем вновь освободить его из бессознательного, лишь поднимая наверх соответствующие ему образы фантазий. Для этого мы даем бессознательному возможность доставить свои фантазии на поверхность».

Наряду с убеждением, что психическое представляет саморегулирующуюся систему, Юнг связывал либидо с целеполаганием. В общем и целом оно «знает», куда ему следует направляться для обретения психического здоровья.

«Либидо имеет, так сказать, природную склонность, напоминая воду, которая должна иметь перепад, чтобы течь».

Там, где налицо недостаток либидо, как, например, в случае депрессии, последняя направляется вспять, регрессирует для того, чтобы задействовать бессознательные содержания. Цель подобной реверсии – скомпенсировать установки сознания. Малый остаток энергии не позволяет себе быть использованным в сознательно избранном направлении.

«<...> мы не можем произвольно переводить "свободную" энергию на тот или иной рационально выбранный объект. То же самое в общем относится и к тем якобы свободным энергиям, которые мы получаем, с помощью редуктивных, выжигающих средств, разрушая их неподобающие формы <...> Такая энергия в лучшем случае лишь на короткое время может подчиняться управлению. Но по большей части она противится тому, чтобы сколь-нибудь длительный период придерживаться рационально навязываемых ей возможностей. Психическая энергия есть реальность прихотливая, которая хочет реализовывать свои собственные условия. Энергии может быть сколько угодно, однако мы не сможем использовать ее до тех пор, пока нам не удастся создать для нее надлежащий перепад или градиент».

Аналитической задачей в такой ситуации является обнаружение естественного «перепада» личностной энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: