Принцип постепенного повышения требований (динамичности)

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к за­нимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в поста­новке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нараста­нии объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Необходимо регулярное обновление заданий с общей тенденцией к росту на­грузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, из­меняясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повы­шение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для вы­полнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенство­вать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физи­ческого воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воз­действием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивно­сти нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестрой­ки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и "сверхвосстановления".

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологичес­кие сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит "экономизация фун­кций": функциональные возможности организма, возросшие в результате при­способления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать "избы­точную компенсацию", она уже не может служить основным фактором положи­тельных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагруз­ки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: