Лао-Цзы. «Дао Дэ цзин» / Лао-Цзы // Древнекитайская философия. Собр. текстов : в 2 т. – М., 1972. – Т. 1. – С. 126, 127, 129 – 130, 133, 136 – 137

«§ 37. Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ни­чего такого, что бы оно не делало. …

§ 51. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ. Дао почи­таемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их], взращи­вает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Созда­вать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать – вот что называется глубочай­шим дэ. …

§ 62. Дао – глубокая [основа] всех вещей. …

§ 63. Нужно осуществлять недеяние, соблюдать спокойствие и вкушать безвкусное. Великое состоит из малого, а мно­гое – из немногого. На ненависть нужно отвечать доб­ром. …

§ 75. Народ голодает оттого, что власти берут слишком мно­го налогов. Вот почему [народ] голодает. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны. Вот по­чему трудно управлять. …

? Каков философский смысл категории недеяния в даосизме?

Сыма Цянь. «Ши цзи» / Сыма Цянь // Древнекитайская философия. Собр. текстов: в 2 т. – М., 1973. – Т. 2. – С. 315 – 316.

«Даосисты говорят о недеянии великого пути и в то же время говорят, что нет в мире ничего, чего бы это дао не делало. Сущность этого учения осуществить легко, но понять их изречения трудно. В основе их учения о пути лежат пустота [сердца] и отсутствие [желаний], их метод – следование [естеству]. Когда отсутствует законченность положения, когда нет постоянства формы, это дает возможность познать природу всего сущего. [Они учат тому, что] нельзя ставить себя впереди вещей и явлений, нельзя ставить себя и позади вещей и явлений, лишь тогда можно стать властителем всего сущего. Есть способ или нет способа [совершить что-либо], они действуют всегда сообразно времени; есть мера или нет ее, они действуют в согласии с природой вещи, поэтому и говорят, что «учение мудрецов бессмертно потому, что оно меняется в соответствии со временем и только этим сохраняется».

? Почему недеяние в философии даосизма несовместимо с бездеятельной ленью и тунеядством?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: