· Рационализмкак основа миропонимания и объяснения
· Онтологизм и объективизм, субъект – объектное противопоставление, акцент на познании субъектом объективной реальности как предмета философии
· Системность, проблемное единство философии, разнообразие подходов в рамках единой рациональной мировоззренческой платформы
· Субстанциализм и универсализм, поиск всеобщих предельных сущностей и оснований
· Сциентизм, безграничная вера в науку и научное знание как высшую культурную ценность и идеальную модель духовной деятельности, ориентация на ценности и идеалы науки (строгость, обоснованность, системность и др.)
· Логоцентризм и детерминизм, вера в разумный миропорядок и возможность его рационально-логического познания, признание закономерных, причинно-следственных связей в мире
· Монологический стиль мышления
· Ориентация наобъективно-истинное,завершенное знание
| · Иррационализм, расширение рамок рациональности, критика научной рациональности
· Деонтологизация, субъективизм, перенос познавательного интереса на феномены человеческой субъективности и его «жизненные миры» («антропологический поворот»)
· Плюрализация школ и направлений при отсутствии единого общефилософского стержня
· Деэссенциализм, отказ от поиска сущностных основ вещей и явлений, переориентация на анализ как самоценности личностного, уникального
· Антисциентизм,мировоззренческая позиция, основанная на широкой критике науки и переосмыслении статуса рациональности в культуре
· Индетерминизм,тяга квнерациональным формам познания (интуиция, воля, бессознательное), смещение акцентов с гносеологической проблематики на антропологическую
· Диалогический характер философского дискурса, синергийный образ философствования
• Релятивизмв трактовке истины, переход от философии сознания к философии языка (лингвистический поворот)
|
· Европоцентризм, апологетиказападной цивилизации, ее интеллектуальных и философских ценностей
· Вера в основанный на науке и технике социальный прогресс, оптимистический взгляд на будущее техногенной цивилизации
| · Констатация кризиса западной цивилизации и классической философии
· Критика классической теории прогресса, разработка различных моделей цивилизационного развития
|