«Флоренский применил к характеристике культуры своеобразные не только философско-исторические, но и естественно-научно-биологические и термодинамические подходы. …
Рождается новая культура. Главную функцию Флоренский видит в том, чтобы противостоять усреднению, уравниванию. Такая ее функция определена тем, что, по убеждению Флоренского, главный закон, управляющий миром, в том числе и культурой, – это второй принцип термодинамики, т. е. закон энтропии. Сущность его – в распространении Хаоса во всех направлениях, во всех сферах мироздания, в том числе и в человеческой истории и в духовной жизни человечества. Культура же призвана противостоять этому Хаосу, всеобщему уравниванию, утверждать творческое, разумное начало – Логос. Разность культур, каждой со своей необычностью, со своей судьбой обеспечивает их разнообразие, то есть жизнь культуры. Говоря языком физики – это разность потенциалов. Она-то и обеспечивает движение тока, его напряжение. В противном случае – все мертво, неподвижно. Уравнивание в сфере культуры равнозначно ее смерти».
|
|
? Способна ли культура противостоять разрушительной силе энтропии?
Гриненко, Г. В. История философии: учеб. / Г. В. Гриненко. – М., 2007. – С. 663, 664.
«Космизм – это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму. …
Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый к цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого развития и действовать в соответствии с ним. …
Среди конкретных концепций внутри русского космизма необходимо в первую очередь отметить разработанную В. И. Вернадским (1863 – 1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Естественнонаучным обоснованием для этой концепции послужило созданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими».
? Какова сущность космизма как особого философского течения русской философии?