Новиков, А. И. История русской философии X – XX веков / А. И. Новиков. – СПб., 1998. – С. 254 – 255

«Флоренский применил к характеристике культуры свое­образные не только философско-исторические, но и естественно-научно-биологические и термодинамические подходы. …

Рождается новая куль­тура. Главную функцию Флоренский видит в том, чтобы про­тивостоять усреднению, уравниванию. Такая ее функция определена тем, что, по убеждению Флоренского, главный закон, управляющий миром, в том числе и культурой, – это второй принцип термодинамики, т. е. закон энтропии. Сущ­ность его – в распространении Хаоса во всех направлениях, во всех сферах мироздания, в том числе и в человеческой ис­тории и в духовной жизни человечества. Культура же при­звана противостоять этому Хаосу, всеобщему уравниванию, утверждать творческое, разумное начало – Логос. Разность культур, каждой со своей необычностью, со своей судьбой обеспечивает их разнообразие, то есть жизнь культуры. Гово­ря языком физики – это разность потенциалов. Она-то и обес­печивает движение тока, его напряжение. В противном слу­чае – все мертво, неподвижно. Уравнивание в сфере культу­ры равнозначно ее смерти».

? Способна ли культура противостоять разрушительной силе энтропии?

Гриненко, Г. В. История философии: учеб. / Г. В. Гриненко. – М., 2007. – С. 663, 664.

«Космизм – это философское течение, в котором весь космос рас­сматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной филосо­фии, а именно к платонизму. …

Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый к цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого разви­тия и действовать в соответствии с ним. …

Среди конкретных концепций внутри русского космизма необхо­димо в первую очередь отметить разработанную В. И. Вернадским (1863 – 1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космичес­кая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Есте­ственнонаучным обоснованием для этой концепции послужило со­зданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими».

? Какова сущность космизма как особого философского течения русской философии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: