Купала, Я. Я і воля мая / Я. Купала // Спадчына. – Мінск, 1992. – С. 102–103

«Мы радзілісь на свет –

Я і воля мая;

Шчыра нас прыняла

Ўся людская сям ′я.

Мы расьлі ўдваём –

Я і воля мая;

Небу міла было,

Мела радасць зямля.

Мы жывём удваём –

Я і воля мая;

Воля песьні пяе,

Разумею іх я.

Толькі ўмром не ўдваём –

Я і воля мая:

Я памру, – воля век

Не пакіне жыцця».

(1909 г.)

? Как вы считаете, понимание свободы в стихотворении Я. Купалы связано только со свободой отдельного человека?

3.4. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. ­– М., 2004. – С. 41, 42.

«Непомерные притязания индивиду­ального сознания по всем линиям терпят поражения. … Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии ведет к осозна­нию того, что вселенская истина открывается лишь вселен­скому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному [17]. Фи­лософия, т. е. раскрытие разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только челове­ческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т. е. соборным, т. е. церковным. …

Философия должна быть цер­ковной, но это не значит, что она должна быть богослов­ской или клерикальной. Философия должна быть свобод­ной, она и будет свободной, когда будет церковной, так как только в Церкви – свобода, освобождение от рабства и не­обходимости. Философия церковная есть философия, при­общенная к жизни мировой души, обладающая мировым смыслом – Логосом, так как Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом».

? Как понимает Н. Бердяев соборность и какова связь соборности, религиозной философии и свободы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: