«Мы радзілісь на свет –
Я і воля мая;
Шчыра нас прыняла
Ўся людская сям ′я.
Мы расьлі ўдваём –
Я і воля мая;
Небу міла было,
Мела радасць зямля.
Мы жывём удваём –
Я і воля мая;
Воля песьні пяе,
Разумею іх я.
Толькі ўмром не ўдваём –
Я і воля мая:
Я памру, – воля век
Не пакіне жыцця».
(1909 г.)
? Как вы считаете, понимание свободы в стихотворении Я. Купалы связано только со свободой отдельного человека?
3.4. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. – М., 2004. – С. 41, 42.
«Непомерные притязания индивидуального сознания по всем линиям терпят поражения. … Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии ведет к осознанию того, что вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному [17]. Философия, т. е. раскрытие разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только человеческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т. е. соборным, т. е. церковным. …
Философия должна быть церковной, но это не значит, что она должна быть богословской или клерикальной. Философия должна быть свободной, она и будет свободной, когда будет церковной, так как только в Церкви – свобода, освобождение от рабства и необходимости. Философия церковная есть философия, приобщенная к жизни мировой души, обладающая мировым смыслом – Логосом, так как Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом».
|
|
? Как понимает Н. Бердяев соборность и какова связь соборности, религиозной философии и свободы?