Введение. В XVI в. в недрах феодального общества появляются элементы капиталисти­ческого производства, развитие которых в XVII в

В XVI в. в недрах феодального общества появляются элементы капиталисти­ческого производства, развитие которых в XVII в. привело в наиболее передовой стране Европы того времени Англии к буржуазной революции (1648).

Последующие сто с лишним лет, до французской- буржуазной революции конца XVIII в., были периодом ожесточенной борьбы «третьего сословия» — бур­жуазии против господства феодальных отношений, тормозивших экономическое и культурное движение общества по пути капиталистического развития.

В этот бурный период европейской истории ярко проявились все слабости и недостатки сохранявшейся от средних веков системы воспитания и образования. Она удовлетворяла лишь феодально-клерикальные круги, но совершенно не отвечала потребностям складывавшегося капиталистического способа производства, нарождав­шейся буржуазии.

В эпоху Реформации (XVI в.) началась открытая борьба против монополии католической церкви в духовной жизни общества. Религиозные распри между католицизмом и протестантизмом по существу являлись лишь формой острой социальной борьбы между молодой буржуазией и феодальными сословиями.

В XVI—XVII~BB. в странах Западной и Центральной Европы начинают склады­ваться, с одной стороны, народная школа с обучением на родном языке уча­щихся, а с другой.— школы типа классической гимназии, которые занимали господ­ствующее положение в системе среднего образования вплоть до XX в., а в ряде стран сохраняют его и поныне.

На протяжении следующих двух столетий — XVII—XVIII — народная шко­ла превратилась в тип учебно-воспитательного учреждения, предназначенного для детей низших слоев общества. Эта школа ограничивалась.обучением детей трудящихся начаткам чтения, письма и счета. Основной же целью се было рели­гиозно-нравственное воспитание в духе католицизма или протестантизма.

Основу содержания среднего образования составляли древние языки, пре­имущественно латинский, и литература на них, одобренная церковью. Такая средняя школа готовила своих учеников или к духовной карьере, или к чи­новнической службе в бюрократическом аппарате феодально-абсолютистских госу­дарств.

Явное несоответствие содержания и постановки школьного образования

всех уровней меняющимся условиям общественно-экономической жизни вызывало критику существующей практики воспитания и обучения, с одной стороны, и попытки реформировать школу, разработать новое содержание и методы образования и воспитания — с другой.

В середине XVII столетня великий чешский мыслитель и педагог Я.-А. Ко-мснский заложил основы педагогики нового времени, создав свою «Великую дидактику» и целый ряд принципиально новых учебников, в которых нашли свое место уже и реальные знания. Коменский выдвинул идею «учить всех всему», которая и до настоящего времени во многих странах мира далека от своей реализации.

Английский философ и педагог Д. Локк в конце XVII столетия создал систему умственного, физического и нравственного воспитания детей буржуазии, имея в виду подготовку активных деловых людей, промышленников, коммерсан­тов, колонизаторов.

Французские просветители Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеции, Д. Дидро и другие в XVIII столетии выступили с беспощадной критикой всех установлений феода­лизма, обратив особое внимание на проблемы воспитания подрастающего поко­ления. Им казалось, что именно с помощью разумно организованного воспитания можно будет устранить большинство царящих в мире социальных пороков и несправедливостей.

Приведенные в данном разделе отрывки из важнейших произведений Я.-А. Коменского, Д. Локка, Д. Беллерса, Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеция, Д. Дидро дают читателю достаточно ясное представление о путях развития прогрессивной педагогической мысли в странах Центральной и Западной Европы до французской буржуазной революции конца XVIII в.

Амос Коменский

Ян Амос Коменский (1592—1670) — крупнейший педагог-демократ, выдаю­щийся общественный деятель XVII в. Он родился в Южной Моравии (Чехослова­кия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени — окончил латинскую школу, учился вГернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной обшины, занимался педагогической деятель­ностью в различных странах Европы — в Чехии, Польше, Венгрии, писал учеб­ники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававшего одновременно сведения об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX в.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теорети­ческих трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок уста­новления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедия» - «Всеобщим воспитанием», где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Ниже приводятся отдельные главы из знаменитого труда Коменского «Великая дидактика», переведенного на многие языки мира. В этих главах изложены основные мысли великого педагога на цели и принципы обучения и воспитания, на организацию школ, методы учебно-воспитательной работы.

Великая дидактика,

содержащая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: