Сегмент 1 Рыночное мышление. Стабильный доход Брынцалов Ельцин Федоров | Сегмент 2 Рыночное мышление. Нестабильный доход Ельцин Зюганов Лебедь Рыбкин Федоров Явлинский |
Сегмент 3 Нерыночное мышление. Стабильный доход Зюганов Жириновский Лебедь | Сегмент 4 Нерыночное мышление. Нестабильный доход Зюганов Жириновский Лебедь Шаккум |
Отечественные имиджмейкеры советуют в первую очередь обращать внимание на те социальные группы, интересы которых выражает кандидат, искать среди них сторонников, выявлять противников, уделять внимание колеблющимся. Как уже говорилось, выбор адресной группы позволяет добиться более совершенного исполнения коммуникативной функции политической рекламы, разработать адресные, т.е. более эффективные политические лозунги и призывы. Кроме того, этот выбор предоставляет возможность эффективно использовать имеющиеся ресурсы, легко реализовать местные (территориальные) особенности данного региона.
Чтобы более эффективно воздействовать на те или иные слои электората, необходимо определить политический вес каждой целевой группы, т.е. ее возможности влиять на политическую ситуацию. Это достигается путем анализа ряда ее характеристик, в числе которых следующие (проценты в скобках означают удельный вес данной характеристики):
– численность группы (20%);
– культурно-образовательный уровень (10%);
– уровень доходов (15%);
– информированность (5%),
– внутригрупповая сплоченность (5%);
– активность (10%);
– реальная роль в органах власти (10%);
– дисциплина и способность к организованным действиям (5%).
Если мы выстроим таблицу, где слева по вертикали будут расположены эти характеристики, а сверху по горизонтали – целевые группы населения (с указанием доли данной группы в составе электората), то получим долю каждой целевой группы для каждой характеристики.
Сложив полученные значения в каждой из колонок, соответствующих целевым группам, получим искомое – процентное выражение политического веса каждой целевой группы.
Адресные группы выделяются по следующим критериям. В первую очередь, в качестве адресных следует выбирать те целевые группы, к которым кандидат ближе всего по своему социальному положению. Вслед за ними – рядом стоящие целевые группы, между которыми нет сплошных барьеров, интересы которых по тем или иным вопросам часто совпадают. Постоянно имея в виду главных союзников, нельзя забывать и о том, что многие проблемы близки всем группам избирателей. Поэтому в программе кандидата должен быть блок лозунгов, обещаний, направленных на достижение общезначимых целей.
Определившись с целевыми группами, выяснив их удельный вес, изучив их групповые интересы, позиции по отношению к кандидату, можно планировать дифференцированное воздействие на эти адресные группы. В основном это воздействие будет представлять собой трансляцию на аудиторию имиджа кандидата, его программы, идей, определяющих его стратегию.
А.Н. Жмыриков рекомендует проводить в избирательном регионе социологическое исследование политического пространства кандидата по квотной выборке. В качестве респондентов берут жителей округа в возрасте от 18 до 70 лет. При этом фиксируется район проживания, пол, возраст, образование. Вопросы составляются так, чтобы получить представление о степени политизированности респондента, его нацеленности на достижение результатов в предметной деятельности, во власти, в общении, временной ориентации на прошлое, настоящее или будущее. Выясняется также ориентация способностей респондента (интеллектуальная, эмоциональная, волевая). Эти исследования ставят себе целью получить представление о том, чего ожидает электорат от политического лидера. Поскольку каждый респондент принадлежит к одной из социальных групп, он является носителем групповых ожиданий. Эти ожидания, относящиеся к политическому лидеру, выявляются в результате последующих статистических обсчетов.
Чтобы добиться успеха на выборах, образ политика должен в наибольшей мере соответствовать ожиданиям электората. Именно этот образ несет основную коммуникативную нагрузку в избирательной кампании. Анализируя стиль ведения политических кампаний в США, О.А. Феофанов замечает: «Изощренная рекламная техника нацелена на то, чтобы избиратели почувствовали в кандидатах те качества, которые они хотели бы иметь сами. Таким образом кандидат не столько демонстрирует собственные качества, сколько отражает проецируемые на него качества, которыми желали бы обладать сами зрители».
Соответствие рекламируемого образа ожиданиям аудитории, на которую он проецируется, считается одним из основных требований не только в политической, но и коммерческой рекламе. «Реклама в своем стремлении побудить человека совершить покупку представляет ему его собственный образ, отвечающий его чаяниям и ожиданиям. Эти последние являются функциями социокультурной среды и потому определяющими, на них-то в первую очередь и должна ориентироваться реклама», – пишут Б. Катля и А. Каде в своей книге «Реклама и общество».
При опросах используют разный подход к достаточно популярному кандидату и к тому, кто еще малоизвестен. В первом случае ставится прямой вопрос: «Кого из перечисленных кандидатов Вы хотели бы видеть на посту президента (мэра, депутата – в зависимости от уровня выборов), если выборы состоятся сегодня?». Если же политик неизвестен избирателям, прибегают к условному выбору адресной избирательной группы. Эта группа должна быть достаточно большой, ее групповые ценности должны быть как можно ближе к идеологическим, социально-экономическим, культурологическим характеристикам деятельности самого кандидата. Умонастроения группы не должны быть изначально связаны с конкурентом.
В последние десятилетия в психосемантике (направлении экспериментальной психологии, которое занимается изучением «значения», или семантики сознания) накоплен большой опыт исследования различных сторон человеческой деятельности и мышления путем установления личностных смыслов, вкладываемых в то или иное слово или действие. С помощью психосемантических исследований политического сознания можно узнать:
– отношение избирателей к различным политическим партиям и объединениям;
– отношение избирателей к имеющимся политическим лидерам и представленным кандидатам;
– разделение населения по политическим направлениям и симпатиям;
– требования избирателей к политическим партиям и политическим деятелям.
Можно также получить представление об идеальном имидже партии и лидера.
Эти исследования позволяют кандидату выявить своих сторонников и конкурентов, проверить, насколько его собственный имидж отклоняется от совершенного, приблизить его характеристики к идеалу избирателей.
С помощью психотехник избирательной кампании можно определить, какой тип восприятия характерен для того или иного субъекта. Это устанавливается путем наблюдения за неосознаваемыми действиями человека – движениями глаз, ритмом и типом дыхания, изменениями поз, жестами. Определив преобладающий в той или иной группе тип восприятия, можно в соответствии с этим оказывать последующее психологическое воздействие на данную группу.
Исследования показывают, что преимущественно визуальное восприятие характерно для людей с высоким уровнем включенности в политическую деятельность. Преимущественно аудиальный (речевой) тип восприятия свойственен людям с избыточным уровнем включенности в политическую деятельность. Преимущественно кинестетическое (чувственное) восприятие бывает у людей с низким уровнем включенности.
Зная электоральную группу, характерный для нее тип восприятия, можно приступать к планированию воздействия. Приведем некоторые применяемые тут приемы. Один из способов психологического влияния на избирателя – так называемое «отзеркаливание». Под этим подразумевается придание информации оптимально воспринимаемого вида путем «отражения» зрительных, речевых и паралингвистических особенностей аудитории, к которой обращено послание. В качестве примера покажем, какими принципами следует руководствоваться при создании печатных материалов кампании, имея дело с разными типами преобладающего восприятия.
При визуальном восприятии фотография кандидата помещается в верхнюю часть листа по центру и занимает четвертую часть площади верхнего левого и верхнего правого квадрантов. Слева от фотографии, в верхнем левом квадранте на пяти-семи строках текста приводятся основные биографические сведения о кандидате, а справа, в верхнем правом квадранте – основные тезисы его программы. При этом необходимо, чтобы текст тезисов занимал на две строки больше, чем текст биографии (т.е. тексты слева и справа от фото должны располагаться асимметрично). В нижних квадрантах размещается текст, расшифровывающий приведенные выше тезисы. Этот текст должен занимать не более двух третей нижней половины листа. В самой нижней его части помещается адрес «команды» кандидата.
При аудиальном восприятии фотография на листовке располагается на половине верхнего левого квадранта. Вторую его половину и весь верхний правый квадрант занимают расширенные биографические сведения о кандидате (помимо данных о возрасте, образовании, семейном положении указываются наиболее яркие профессиональные достижения или наиболее интересные с точки зрения имиджа и известные избирателям факты биографии, политической деятельности). Две трети нижних квадрантов занимает программа кандидата. Внизу – адрес группы поддержки.
При кинестетическом типе восприятия фотография кандидата помещается в правой половине верхнего правого квадранта. Весь верхний левый квадрант и левая половина правого занимает расширенная биография кандидата. Нижние квадранты заполнены программной информацией. Подпись листовки обязательно сопровождается вводными кинестетическими предикатами. Например: «...Нет другой возможности почувствовать вкус пирога, кроме как съесть его. Если Вы желаете и дальше ощущать то, что ощущаете каждый день, можете не приходить по адресу (здесь дается адрес группы поддержки). Если же Вы желаете почувствовать острый запах действительных перемен, приходите к нам в штаб и участвуйте в планировании нашей общей судьбы».
Евгеньева Т.В. Культурно-психологические основания формирования образа «другого» в современной России*
Одной из основных характеристик политической культуры современной России является обостренный интерес к образу «другого». Этот интерес, представляющийся необъяснимым и нелогичным некоторым критикам, может быть понят и объяснен, если рассматривать его с точки зрения иной, мифологической по своей природе, логики, доминирующей в политическом сознании и поведении в условиях социокультурного кризиса, когда на поверхность выходят и начинают играть активную роль мифологические основания культуры, ранее скрытые под ее рациональными элементами.
Реализация мифологических оснований свойственна каждой культуре в условиях кризисного развития. Она может проявляться в фундаменталистских ценностях и установках, направленных против нарастающих сложностей в процессе обновления жизни, в усилении этносепаратистских и тоталитарных настроений, в развитии нетрадиционных культов, эскапистских субкультурных сообществ, в подъеме радикально-националистических движений и групп, в активизации авторитарно-харизматического типа сознания.
Особенность российской политической культуры заключается не в большей ее «мифологичности» (объяснение специфики российской политической культуры, особенно любимое рядом западных авторов), а в содержании мифологии, выходящей на поверхность в условиях кризиса.
В основе исследования процесса реализации мифологических оснований культуры, и, прежде всего политической культуры современного общества лежит идея о проявлении социокультурного кризиса (конфликта ценностей) в форме идентификационного кризиса личности. Кризис идентичности является результатом постепенного разрушения представлений, лежащих в основе самоидентификации личности: о собственном целостном, устойчивом «Я» (утрата самотождественносги, начинающаяся нередко с исчезновения «признания» со стороны окружающих); о непрерывности своего существования во времени и пространстве, а также разрушение системы личностных смыслов (потеря смысла жизни).
Среди работ, посвященных анализу появления основных признаков кризиса идентичности в современной России, можно назвать работы Л. Ионина, В. Ядова, а также обобщающее исследование «Тенденции социокультурного развития России, 1960-1990-е г.г.», М., 1996, в котором подробно рассматриваются настроения неудовлетворенности, предшествующие, как правило, разрушению самоидентификации значительной части членов общества. Авторы работы выделяют такие элементы формирующегося кризиса идентичности как ломка жизненных стереотипов, маргинализация, ощущение отверженности, сопровождающееся психологическим дискомфортом.
Самоидентификация личности в советский период основывалась на сложившейся в течение длительного времени системе социокультурных и политических мифов, определяющих представления личности как об окружающей ее природной и социальной реальности, так и своем собственном месте в ней. «Картина мира» советского человека, будучи мифологической по своей природе, достаточно успешно стабилизировала его сознание и поведение.
Разрушение этой «картины мира», начатое в годы перестройки и особенно активно продолженное после 1991 года, привело к дестабилизации всей системы представлений значительной части общества. Ценности и нормы, определявшие процесс самоидентификации личности, неожиданно изменили свое значение, а общепринятые цели деятельности оказались лишенными смысла. Разрушение самоидентификации личности в качестве «советского человека» при отсутствии адекватной компенсации лежит в основе формирования кризиса идентичности.
Реакцией личности на переживание кризиса идентичности может стать как пассивное приспособление к ситуации, периодически сменяющееся немотивированной агрессией, направленной и на окружающих, и на самого себя, и приводящее в итоге к полной деградации личности; так и активные поиски новой идентичности. Можно выделить две тенденции, по которым происходит процесс этого поиска.
Первая представляет собой отчуждение от большого социума, ориентацию на семью, бытовые проблемы, жизнь «одним днем». Многие исследователи отмечают, что для значительной части общества основной целью активности стало не стремление к самовыражению, к постижению смысла, а простое выживание. В этих условиях в структуре потребностей личности на первое место выходят потребности, связанные с необходимостью это выживание обеспечить, то есть материальные потребности и потребность в безопасности.
Личность, не способная (как по объективным, так и по субъективным причинам) удовлетворить указанные потребности собственными силами, активно ищет объект, на который она смогла бы переложить эту задачу. Для значительной части населения таким объектом традиционно остается государство. Не случайно именно у государства, персонифицированного в образе президента или правительства, требуют выплаты зарплаты работники не только бюджетных организации, но и акционерных обществ, зарплата которых должна поступать из иных источников. Понимание же этого противоречия рядом бастующих шахтеров приводит не к смене объекта обращения, а к требованию национализации шахт.
Не будучи в состоянии не только контролировать, но в ряде случаев просто понять смысл происходящих событий, личность как бы снимает с себя ответственность за их результаты. Добровольно передавая государству все свои права, она одновременно считает его ответственным даже за те проблемы, которые возникли в результате собственных действий личности. Типичными в этом смысле являются движения так называемых обманутых вкладчиков, требующих от правительства или президента компенсации своих собственных ошибок.
Если государство воспринимается личностью как неспособное обеспечить ее базовые потребности, личность в силу объективной необходимости ищет иные структуры, строящиеся в рамках социокультурных или территориальных общностей. При этом правовые основания существования данных структур для большинства значения не имеют. В массовом сознании формируется представление, для которого характерна своеобразная готовность пожертвовать правами и свободами ради безопасности и выживания. Сегодняшний герой - это не герой-спаситель, воплощенный в образе Ельцина на танке, а скорее «мэр в кепке», «хозяин», способный обеспечить выживание и безопасность если не для «всех», то хотя бы для «нас», если не в масштабах всего государства, то, по крайней мере, в конкретном городе или регионе.
Описанные представления находятся ближе всего к образу криминального сообщества, ассоциирующегося в массовом сознании с контролем над определенной территорией, обеспечением ее безопасности и защиты от внешних врагов в лице государства или враждебного сообщества, а также поддержание порядка внутри нее.
Для личности, ориентированной на выживание, нет ни образа «светлого будущего», ни образа «светлого прошлого». Время не движется ни вперед к какой-либо даже самой утопичной цели, ни назад к Золотому веку. Оно как бы остановилось и начинается и заканчивается сегодняшним днем.
Второе направление, по которому происходит процесс поиска новой идентичности, представляет собой полную противоположность первому. Это обращение к неким «высшим» ценностям, воспринимаемым чаще всего в упрощенной, стереотипизированной форме, придающим внешнюю осмысленность ежедневному существованию.
Наиболее ярким примером ценности такого типа стала «демократия», воспринимаемая то как «западная демократия» (особый образ жизни, выступающий в качестве идеала, к которому следует стремиться России), то как сообщество «демократов», выступающих против многочисленный врагов «демократии» (коммунистов, фашистов и т.д.), то, наконец, как символ реформ, сформировавших первоначально в массовом сознании завышенные ожидания, способствовавшие впоследствии еще большему разочарованию.
Можно выделить ряд уровней идентификационного кризиса, отражающих глубину общественного кризиса в целом, от усиления настроений неудовлетворенности, через пограничную ситуацию, к формированию собственно архаических структур и их мифологизации.
Прежде чем кризисные явления, нарастающие в обществе, осознаются политическими элитами, они становятся предметом непосредственного переживания, проявляясь на массовом уровне в подчас неосознаваемых людьми настроениях. Социально-психологическая природа массовых настроений состоит в том, что они возникают при расхождении ожиданий массового сознания с реальными возможностями их достижения. В этих условиях в обществе формируются массовые настроения, выражающиеся в ощущении неудовлетворенности существующим положением вещей.
Массовые настроения легко формируются и распространяются в обществе, лишенном четкой социальной структуры, с разрушающимися старыми и еще не сформированными социальными связями, что осложняет для личности процесс идентификации с социальной общностью, к которой она принадлежит. В процессе идентификации массовые настроения становятся основным фактором, определяющим поведение людей. С. Московичи описал этот процесс как процесс «иррационализации масс». Последняя «проявляет себя в разгерметизации эмоциональных сил, которые в подземелье ожидают случая вырваться с вулканической силой. Эти силы, вовсе не побежденные, выжидают благоприятного момента, чтобы снова вернуть свое господство. Он наступает, когда люди, раздраженные каким-то кризисом, собираются вместе. Тогда совесть индивидов теряет свою действенную силу и не может больше сдерживать их импульсов. Эти неосознанные эмоции — настоящие кроты в историческом пространстве, они используют его, чтобы оккупировать незанятую сферу. То, что поднимается на поверхность не ново, оно существовало, не обнаруживая себя, в спрессованном виде, эти подспудные силы, более или менее сконцентрированные и подавленные, сформированные и готовые к вступлению в действие»[59].
На этом этапе главной функцией массовых настроений в обществе является, как правило, формирование и эмоциональное обоснование социально-политических действий достаточно больших общностей людей за счет объединения их в массу на основе общности переживаний.
Нарастание кризисных явлений порождает также специфическое психологическое состояние, которое можно определить как пограничное. Пограничное состояние возникает как своеобразное предчувствие кризиса и ощущается личностью как распад привычной «картины мира», куда входят представления и о социально-культурной среде, и о своем собственно месте в ней. «Переживания и их метафоры особенно интересны в те редкие моменты, когда жизнь многих меняется сразу и резко, потому что силы шторма переламывают ее повседневную непрерывность. Тогда у людей пропадает привычка жить»[60]. В этом описании социокультурного кризиса конца XIX - начала XX века, данного А. Эткивдом, привлекает внимание последнее предложение, очень точно отражающее состояние человека, находящегося в пограничном состоянии.
Социокультурный кризис ломает господствующую в обществе систему ценностей и мифов, не предлагая на этом этапе адекватной замены. На личностном уровне это приводит к потере оснований для оценки происходящих событий, проявляющейся в ощущении отсутствия возможности субъективного контроля над ними (потеря «смысла жизни»). Предметы и явления неожиданно перестают помещаться в привычные оценочные рамки, причудливо меняя местами свои положительные и отрицательные стороны. Иррациональность становится символом существования, возрождается интерес к мистическим пультам.
В социально-психологическом плане пограничная ситуация воспринимается личностью как распад ролевой структуры привычной социальной среды, ведущей к разрушению оснований для самоидентификации, своеобразной потере собственного «Я». Отсюда особый почти болезненный интерес каждой кризисной культуры к вопросам пола, как последней опоры собственной идентичности, и одновременно постоянно возрождающаяся тема бисексуальности и изменения пола, заставляющая вспомнить об архетипе «анима» К. Юнга, определяемом Е. Мелетинским как «часть души, скрывающая противоположный пол в индивиде»[61].
Идентификационный кризис проявляется также в ощущении своеобразного «сужения» пространства и времени вплоть до эсхатологического настроения наступающего скорого конца того и другого. Не случайно в этот период в массовом сознании начинают пользоваться все большей популярностью теории, проповедующие различные варианты «конца света» (вплоть до указания конкретных дат). Предчувствие катастрофы порождает желание перенестись в иное, мифологическое время-пространство, неосознанно отождествляемое с Золотым веком. По мнению И. Следзевского, «в кризисных и катастрофических ситуациях исторический принцип движения социального мира во времени (удаление от мифологического начала мира) сменяется эсхатологическим: сжатие в одну точку мифологического пространства сменяется его расширением в направлении мира социального, миры приобретают объемность и динамику, тогда как социальное пространство-время свертывается в черную дыру («распалась связь времен»)»[62].
Ощущение «конца времени» приобретает особую остроту в периоды, когда социокультурный кризис совпадает по времени с концом века, как это происходило в России в конце XIX и повторяется сегодня в конце XX века.
Схожесть, повторяемость реакций общественного сознания на кризис в разных обществах и в различные эпохи отмечал Л. Войтоловский, наиболее последовательный из исследователей, можно сказать апологет масс и массовых настроений в советской психологической науке. «Сходственные общественные группы, попадая в сходственные политические условия, реагировали одинаковым образом и становились ареной сходственных психических настроений. Возьмем ли мы английскую интеллигенцию (значит и созданную ею литературу) времен Карла II, французскую - времен реставрации, немецкую - 20-х и 30-х годов, итальянскую - при австрийском владычестве, всю западноевропейскую интеллигенцию и литературу после поражений 1848 года, русскую - периода 1907-1911 годов, - мы всюду встречаем одни и те же типические черты глубокого культурного кризиса...
Представление о мире получает явно упадочный характер. Искусство и литература окрашиваются в скептические и цинические цвета. Мысль пугливо съеживается и человечество объявляется обреченным на вечное ничтожество и страдания. В умах господствует страх смерти и безудержный мистицизм. Разговоры и книги наполняются отрицанием жизни и воплями о банкротстве науки»[63]. Пограничное состояние нестабильно, оно требует обязательной компенсации, без которой может наступить распад, деградация личности. Наиболее доступной формой компенсации оказывается активизация архетипических структур сознания, связанных с замещением в нем как рациональных, так и традиционных представлений о собственной идентичности, о причинах происходящих в обществе изменений, о времени и пространстве, архетипическими представлениями, тяготеющими к архаической модели мира. «Архетип, — по определению К. Юнга, - есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления»[64]. Поэтому пограничная ситуация способствует активному процессу мифотворчества во всех областях культуры, включая политическую культуру. Мифология будущего, одновременно являющегося прошлым, попытка изменить реальность, «переиграть» жизнь порождает желание радикально перестроить социокультурную и политическую реальность на основе субъективно привлекательной модели.
Центральной моделью, своеобразной архетипической матрицей, на основе которой происходит процесс идентификации личности в кризисной ситуации, является категория «Мы - Они». Ее корни лежат в архаических пластах человеческой культуры, в рамках которой мифологизированное восприятие реальности строилось вокруг двух противоположных полюсов. Другим вариантом этой модели, включающим оценочный элемент, становится категория «Свой - Чужой». Б. Поршнев, подробно исследовавший место указанных категорий в истории общества в книге «Социальная психология и история», делает вывод, что «реально существующая общность, взаимосвязь индивидов ощущается каждым из них посредством либо той или иной персонификации, либо различных обрядов, обычаев, подчеркивающих принадлежность "нас" к данной общности в отличие от "них"»[65]. Данная модель пребывает в общественном и индивидуальном сознании в латентном состоянии, не определяя в жесткой форме ориентации и поведение людей, однако в кризисных ситуациях может вытеснить в этом сознании более поздние рационалистические слои, заняв господствующее положение.
С наибольшей очевидностью функционирование данной модели проявляется в политической культуре общества. Так, в течение всей избирательной кампании по выборам президента Российской Федерации в сознание избирателей настойчиво внедрялась мысль о невозможности «третьего пути» и необходимости выбора между демократическим развитием, воплощаемым в фигуре Б. Ельцина, или возвратом к прежним коммунистическим идеалам, выразителем которых стал Г. Зюганов. Результаты показали, что эта мысль нашла в массовом мифологизированном сознании благодатную почву.
Восприятие мира на основе модели «Мы - Они» формирует представление о некой локальной территории, на которой проживает общность, как сакрального Космоса. На этой территории все явления и события приобретают дополнительный сакральный символический смысл. Для архаического человека жизнь вне общности, вне территории (понятие территории может иметь не конкретное, а экзистенциальное значение) не представляется возможной, так как индивидуальное «Я» не выделено и не осознано. Анализируя эту сторону архаического сознания, французский исследователь Л. Леви-Брюль отмечает, что одной из основных психологических закономерностей его функционирования является «закон партиципации», в результате которого возникает ощущение мистического слияния личности с группой, идентифицирующейся с тотемом-предком или территорией ее обитания[66].
В условиях социокультурного кризиса современный человек готов отказаться от собственной индивидуальности в обмен на чувство защищенности, безопасности, которое дает реальное или мифологическое слияние с группой. При этом на первом этапе кризиса на первый план выходят наиболее очевидные этнические или этно-конфессиональные характеристики, по которым и происходит идентификация. Позже они дополняются идентификацией региональной, где регион выступает в качестве особым образом идентифицированного субъекта («Мы»), и возникает мистическое единство общности с территорией, своеобразным аналогом русской общины-мира. Массовое сознание как бы возвращается в состояние, когда, по определению С. Лурье, «крестьянин осознавал себя членом русского общества не как индивид, а как член конкретной общины, конкретного "мира"»[67], а «само государство, с этой точки зрения, понималось как система, объединяющая многочисленные «миры»...»[68]. «Мир», постепенно присваивающий себе все больше атрибутов государственности, начинает активно отстаивать свои специфические права, в противовес мифологизированному образу «центра», стремящегося эти права отобрать. Обоснованием этих особых претензий становятся, нередко, ссылки на те или иные периоды истории, в которые данный регион играл значимую роль (например, более древнее происхождение регионального центра по сравнению со столицей). В качестве доказательства актуальности этой формы идентификации можно привести результаты значительного числа выборов руководителей региональных администраций, где основным мотивом голосования стала не политическая, а региональная ориентация кандидата. В этой ситуации кандидат, воспринимаемый массовым сознанием как ставленник «центра», оказывался в заведомо проигрышной ситуации.
Для идентификации с общностью, воспринимаемой как «Мы», существенное значение имеет образ «Их», врагов и недоброжелателей. По определению Б. Поршнева «Они», «Чужие», можно сказать сквозная категория науки социальной психологии, в не меньшей степени, чем парная ей категория «Мы», «Свои»[69]. «Они» могут быть неперсо-нифицированы, но обязательно хитры и могущественны.
Для архаического сознания характерно противопоставление между «Своей» территорией и неизвестным неопределенным пространством, которое ее окружает. Чужая, «не наша» территория пребывает в состоянии хаоса, ее соседство вызывает ощущение исходящей от нее опасности, грозящей разрушить целостность нашего Мира. Для большинства мифологических сюжетов характерно отождествление сил, негативно воздействующих на созданный богами Мир, с врагами богов, демонами.
«Длительные, по видимости нормальные отношения между этническими группами, - отмечает А. Ахиезер, - мгновенно разрушаются в моменты кризисов любого типа, так как может оказаться, что в соответствующей культуре разрешение конфликта видится именно на пути избиения, изгнания иной этнической группы. Происходит, казалось бы, невероятный возврат к оттесненным, исчезнувшим программам архаических пластов культуры»[70].
Идентифицирующую роль образа врага в политической мифологии отмечал Г. Маркузе: «Свободные институты состязаются с авторитарными, стремясь превратить образ Врага в могучую силу внутри Системы. Эта смертоносная сила стимулирует рост и инициативу... посредством превращения общества в целом в обороняющееся общество. Ибо Враг существует постоянно... Он равно угрожает нам во время войны, так и в мирное время,... он таким образом встраивается в Систему как связующая ее сила»[71].
В современной российской политической мифологии реальные социальные и политические проблемы нередко подменяются архаическим по своему происхождению представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей («демократы» — «коммунисты», «патриоты» - «предатели», «наши» - «не наши»), где образ врага становится основным элементом, обеспечивающим сплоченность.
Категория «Мы» является не только первичной формой самоидентификации личности, но и простейшим способом организации пространства и времени.
Временные представления архаического сознания характеризуются разделением на сакральное мифологизированное время, располагающееся в прошлом и периодически воссоздающееся посредством ритуала, и профанное время, начинающееся и заканчивающееся сегодняшним днем. История подразделяется на два неравноценных периода: предыстория, мифологическое время, отдельные элементы которого служат для объяснения происходящего в настоящем, и собственно история, начинающаяся, как правило, здесь и сейчас. А историческое развитие воспринимается не как движение в будущее, а как развитие в направлении к прошлому, к тому мистическому периоду, где заложены основы, корни настоящего.
М. Элиаде, в работе «Космос и история» подробно исследовавший модели пространства и времени, характерные для мифологического сознания, утверждает, что «через все поколения проходит красной нитью сопротивление конкретному историческому времени и стремление периодически возвращаться к мифологическому Первоначалу, к "Великому времени"»[72].
В мифологическом восприятии прошлое продолжает жить в настоящем, постоянно находится как бы внутри него. Оно предстает гораздо более живым и привлекательным, чем настоящее. Культурные герои прошлого продолжают определять настоящее, а события прошлого заново воспроизводятся в настоящем посредством специальных ритуалов. По мнению М. Элиаде с помощью ритуала общность пытается как бы воссоздать сакральное мифологическое время.
Этим объясняется кажущееся необъяснимым на рациональном уровне чересчур эмоциональное отношение сознания к историческим событиям давнего прошлого, усиливающееся в условиях кризиса. Это отношение можно было наблюдать, например, среди участников массовых митингов в Татарстане в начале 90-х годов XX века, посвященных очередной годовщине взятия Казани войсками Ивана Грозного. Казалось, участники митингов воспринимали эту трагедию, как происходящую здесь и сейчас. В мифологизированном прошлом лежат основные мотивировки деятельности партий и движений национал-патриотической ориентации («Великая Россия», Украина, Булгария и т.д.).
В условиях идентификационного кризиса история становится тем экзистенциальным пространством, в котором личность заново находит свою идентичность, смысл своего существования, основу для объединения с общностью. При этом в качестве основания для создания исторической мифологии могут быть избраны реальные исторические события, оказавшие как позитивное, так и негативное влияние на развитие общности. Американский исследователь в области этнической психологии В. Волкан определяет их так: «избранная общая травма» и «избранная общая слава»[73].
При этом ближайшая история ассоциируется, как правило, с действиями сил зла, как бы извратившими изначально «правильное» направление развития, что и привело к кризису, а «настоящая» история переносится все дальше в прошлое. Так, в начале перестройки «настоящая» история ассоциировалась с ленинским периодом, а врагом был Сталин, позже «настоящая» история переместилась на дореволюционный период, а роль врагов играли уже большевики. С точки зрения противоположной мифологии, «настоящая» история, наоборот, заканчивается со смертью Сталина, а главным врагом становится уже Горбачев.
«В мифологическом сознании понятие времени - нелинейное, цикличное, обратимое, вектор которого повернут в прошлое»[74]. Нерасчлененность прошлого и настоящего в мифологическом сознании рождает веру в возможность в очередной раз начать жить сначала, в частности, вернуться в любой, представляющийся субъективно привлекательным отрезок истории. «Великое время» М. Элиаде в российской культуре существует в постоянно возрождающемся образе Золотого века.
Место этого образа в культуре конца прошлого века является одной из центральных проблем в книге А. Эткинда, содержащей социально-психологический анализ культуры Серебряного века[75]. Тема об особой роли культуры Серебряного века в развитии российской культуры стала популярной в конце 80-х - начале 90-х годов нашего века. Опираясь на миф о Золотом веке, различные политические партии и движения в зависимости от своей ориентации предлагают варианты возврата в тот или иной период нашего мифологизированного прошлого.
Ориентация на прошлое и отсутствие четких представлений о будущем, свойственные мифологическому сознанию, вынуждают его подменять описание цели описанием средств ее достижения, что позволяет не выходить за рамки постоянно длящегося «сегодня». Так, произошла своеобразная мифологизация понятия «реформа» в современной России; при описании реформ главным становится не их цель а тема преодоления препятствий на пути к цели. На уровне массового сознания концентрация на сегодняшнем дне, своеобразное продление «сегодня» выполняет психологическую функцию компенсации страха и неуверенности, вызванных ощущением «конца времени».
Такое явление массового мифологического сознания как персонификация причинности также связано с моделью «Мы - Они». Все происходящие события рассматриваются в нем как проявления чьей-то доброй или злой воли. По мнению К. Юнга, «первобытный человек исходит из следующей предпосылки: причиной всего является невидимая произвольная сила», именно поэтому «люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов»[76].
Все благоприятные события связаны в мифологии с волей Бога, или его воплощения в виде Вождя, Героя, все враждебное, негативное есть результат действий таинственного врага. Отсюда выделение и мифологизация вождя, который становится центром, организующим общность, и приобретает сакральные функции. Вождь наделен особой, недоступной простому человеку связью с прошлым, с его героями, являясь как бы мистическим их воплощением. От них он черпает свои сверхъестественные возможности влияния на историю. Не случайно каждое время ищет и находит в истории собственных культурных героев, играющих роль своеобразных тотемов, покровителей сегодняшних политических вождей. Действия, воспринимающиеся как враждебные по отношению к тотему, вызывают гораздо более сильную эмоциональную реакцию, чем подобные действия, направленные против любого реального участника общности. Уничтожение тотема - это конец, разрушение всей общности. Именно так воспринимались значительной частью общества предложения о захоронении тела В.И. Ленина. Аргументы, связанные с историко-культурной или научной значимостью его сохранения являются в большинстве своем лишь неосознанной рационализацией страхов, заложенных в массовом сознании.
В процессе всей истории развития человеческого сообщества мифологические основания политической культуры, активизирующиеся в его кризисные периоды, рождали потребность в идентификации с вождем, в качестве одного из главных условий самоидентификации личности. Живой или умерший вождь постепенно теряет в массовом сознании свойства живого человека и приобретает символические характеристики. Для понимания этих характеристик достаточно сравнить содержание мифологизированных биографий современных политических лидеров, претендующих на роль вождей разного уровня, в которых конкретные события личной жизни приобретают одинаковый символический смысл. Анализируя эти сочинения и сопоставляя основные элементы биографий, можно увидеть степень мифологизации образа того или иного политического лидера.
Враг так же индивидуализируется и приобретает символический смысл, так как через него в Мир приходит все враждебное и злое. Враждебные силы носят человеческий облик, однако, это лишь маска, скрывающая оборотня (отсюда популярный в политической мифологии образ вражеского агента, агента влияния и т.д.). Тайными кознями врагов можно объяснить и оправдать любые просчеты и неудачи, несоответствие результатов поставленным целям и т.д. А. Клибанов определяет это явление как «стремление решать сложные вопросы, редуцируя и упрощая их до плоской древней идеи, что в любой проблеме есть злобный виновник, который является ничем иным, как персонификацией мирового зла»[77]. Таинственные силы зла — причина всего плохого и неприятного в нашей сегодняшней действительности. В зависимости от того, как идентифицировала себя данная культурная или политическая общность, на роль врага в последние годы предлагались и привычные евреи в мифологизированном варианте «жидомасоны», и окопавшиеся в новых демократических структурах коммунисты или «продавшиеся Западу» демократы, пресловутые «агенты влияния» или конкретные личности, наделяемые особым, тайным влиянием на президента (от Бурбулиса до Коржакова и Чубайса и т.д.).
Если образ героя ассоциируется с понятием «чудо», то образу врага соответствует в политической мифологии понятие «заговора». При этом как бы подразумевается, что в основе и того и другого стоят некие сверхъестественные силы добра или зла, а конкретная личность это лишь представитель (пророк или тайный агент) этих безличных сил. Отсюда следует сделать вывод, что обычный человек не только не может, но и не должен пытаться познать и тем более оценивать замысел высших сил, ему предлагается лишь верить в то, что замысел этот (по крайней мере если он исходит от сил добра) учитывает все его интересы и ожидания.
Выдвижение представления «Мы - Они» в качестве основы модели мира становится актуальным для современного человека в кризисные моменты развития общества. Эта модель приобретает законченную форму после формирования особой системы символов и ритуалов, с помощью которых происходит самоидентификация мифологических общностей, символизация сознания и ритуализация поведения, достигается эмоционально-психологическое слияние личности с группой. Роль символов и ритуалов в процессе идентификации культурных и политических общностей подробно исследована в психологической науке, начиная с работ Г. Лебона и 3. Фрейда[78]. Представление «Мы - Они» служит одновременно основой для формирования и способом существования и усиления устойчивых социокультурных и политических мифов, характерных как для отдельной общности (политической общности), так и для общества в целом. Известный представитель психоаналитического направления в психологии Э. Эриксон, исследуя молодежные субкультуры, подчеркивал значение особых ритуалов, символов, норм поведения, одновременно поддерживающих целостность группы и отделяющих ее от других[79]. Похожие выводы, опирающиеся на анализ городских субкультур в России, были сделаны в работах Т. Щепанской[80].
Толпа, скандирующая очередной политический лозунг, необходима не только для оправдания акций политической власти или для воздействия на нее со стороны оппозиции. Толпа эта представляет ценность (по крайней мере в мифологической системе ценностей) сама по себе, как главное условие, при котором за счет действия психологических механизмов массового внушения, подражания и эмоционального заражения личность окончательно теряет свои индивидуальные свойства и сливается с мифологической общностью, с «нами». «Основной характерной чертой толп является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности, - заключает С. Московичи, анализируя работы Г. Лебона. - Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. Это скопление своей массой увлекает его за собой, как морской прилив уносит гальку. При этом все равно, каков бы ни был социальный класс, образование и культура участвующих»[81]. Ритуал помогает его участникам освободиться от страха как перед мистическим врагом, так и перед неизведанным, не поддающемся восприятию будущим.
Повсеместное строительство многочисленных памятников-идолов является столь же необходимым элементом мифологического сознания, как и последующее их торжественное разрушение. Из глубин мифологического сознания происходит и господство «магии имени», эта не до конца осознанная вера в то, что изменение названия города, района или улицы (так называемое возвращение исторических названий) сможет изменить к лучшему и жизнь их обитателей. Разрушение символов прошлого создает иллюзию «управления временем», являющегося в мифологическом сознании одним из признаков власти. Новая политическая власть символически уничтожает старую, новый политический миф уничтожает материальных носителей старой мифологии[82]. Конфликтогенный потенциал модели «Мы - Они» проявляется в представлении о постоянно происходящей в мире борьбе добра, ассоциирующегося с «нами», против зла, ассоциирующегося с образом «их» («Своих» против «Чужих», героя против врага). При этом борьба ведется не только, а возможно даже не столько с реальными, но и с давно умершими «врагами», являющимися символами иной, враждебной «нам» мифологии.
Конфликтогенный потенциал мифологического сознания усиливается за счет специфического отношения к моральным нормам и предписаниям, как к действующим только в рамках «нашего» реального или экзистенциального пространства. «Чужое» пространство населено врагами, оборотнями, «нелюдями», в борьбе с которыми морально оправданы любые методы, в том числе, нарушающие как божьи, так и человеческие законы. Вполне актуально читается сегодня вывод, сделанный К. Юнгом в середине 30-х годов: «Человека сегодняшнего дня... поскольку он приспособлен к своей среде... не смутит никакая подлость со стороны его группы - тем более, что большинство его сотоварищей свято верит в высочайшую справедливость своей социальной организации»[83].
Модель «Мы - Они» есть устойчивый элемент познания окружающей природной и социальной действительности, присутствующий в каждой культуре, в том числе и в политической. Однако исследователи российской истории утверждают, что в России всегда преобладал тип культуры, характеризующийся жестким противостоянием, постоянной борьбой двух начал: добра и зла, как на уровне отдельной личности, так и общества в целом. По мнению А. Ахиезера, «в основу анализа самобытности страны должен быть положен раскол, он пронизывает культуру, социальные отношения, воспроизводственную деятельность. Он в фокусе всей жизнедеятельности, предмет борьбы и одновременно элемент среды, к которому следует приспособиться и который накладывает на общество оттенок уникальности»[84].
В массовом сознании это противостояние дополняется верой в существование абсолютной Правды и представлением о том, «что предельно совершенное состояние является изначальным непреходящим состоянием человеческого рода на земле, не химерой, не воображением, а реальным достоянием, насильственно отчужденным, однако подлежащим возврату по законной принадлежности»[85]. На основании этого представления строится оценка происходящих событий.
С появлением русской интеллигенции идея Правды жестко ассоциируется с понятием народ, воспринимаемым не как совокупность отдельных личностей и групп, а в качестве своеобразной мифологической общности, обладающей правом на абсолютную истину. Это же право присваивали себе политические партии и организации, выступающие от имени народа, откуда следовало, что все несогласные с их позицией автоматически становились врагами народа, носителями Кривды, то есть частью тех самых «Они», по отношению к которым были оправданы любые методы борьбы. В работе «Архетип и символ» К. Юнг отмечает, что «коммунистический мир имеет один великий миф... Это - свято почитаемое архетипическое видение Золотого Века (или Рая), где в изобилии имеется все для каждого, и где всем человеческим детским садом правит великий, справедливый и мудрый вождь»[86].
С представлением о существовании абсолютной Правды связан мессианизм российской политической культуры (зная истину, необходимо поделиться ею с другими, а если они не захотят нас слушать, навяжем им нашу истину с помощью насилия, так как они просто не понимают своего счастья), а также такое специфическое явление русской православной культуры как соборность. Не претендуя на полное философское осмысление этого сложного и многогранного понятия, можно выделить в нем аспект, непосредственно связанный с темой исследования. Соборность как мистическое единство противостоит понятию демократии, так как в ней невозможно существование иного мнения, позиции меньшинства. Любой, выпадающий из общности, автоматически становится носителем ложных идей, частью враждебных «Они».
В содержательном плане процесс мифологизации массового сознания и поведения на нынешнем этапе социокультурного и социально-политического кризиса может быть представлен в виде нескольких направлений, каждое из которых содержит в себе потенциальную основу будущих политических мифов. На соотношение этих направлений в массовом политическом поведении влияют как историко-культурный характер социальной среды, так и степень внедрения в массовое сознание мифологических представлений.
Одно из них связано с потерей личностью собственной идентичности, что мотивирует поиск новых форм и способов идентификации с культурной и социальной средой. Для кризисной ситуации характерна специфическая форма самоидентификации личности через экзистенциальное слияние с группой, ее символами, мифами (воспринимаемыми как наконец найденная Правда), территорией (воспринимаемой как сакральный Космос), мифологизированными представлениям о времени и развитии общества (воспринимаемыми как подлинная История). Каждая из сегодняшних политико-мифологических общностей пишет свою мифологию и поддерживает ее с помощью собственной системы символов и ритуалов.
Активизация мифологических оснований политической культуры
связана также с персонификацией представлений о причинах происходящих в обществе событий. Объяснения этих причин даются с помощью образов «добра-зла», «правды-кривды», «героя-врага», так как мифологическая логика не признает возможности существования без личной, объективной, случайной причины события или явления, ставя на ее место реальную или мифологическую личность или группу. При этом современный политический процесс представляется своеобразным мистическим отражением прошлых событий, заставляя постоянно искать исторические аналогии, символические указания на будущее развитие.
Мифологизация политической культуры в кризисной ситуации приводит к активизации мифологических представлений о времени и пространстве. Большинство моделей социально-политического и экономического развития общества, предлагаемых различными политическими силами, строится по принципу переноса времени (возврата в тот или иной период прошлого), или переноса пространства (переноса в Россию той или иной, как правило, западной модели развития).
Как пограничная ситуация, так и следующая за ней реализация мифологических оснований политической культуры не может быть до конца осознана и проанализирована в рамках структурно-функционального подхода в политической науке. Наиболее продуктивным для понимания политической истории современной России представляется культурно-психологический подход, в рамках которого события и явления современной российской политической культуры следует рассматривать как своеобразную актуализацию мифологических символов и стереотипов, свойственных наиболее древним, архаическим пластам ее культуры.
Наиболее близкой к данному пониманию мифа, в том числе политического мифа, является концепция А. Лосева, представленная в его работе «Диалектика мифа». Не случайно в этой работе А. Лосев подчеркивал, что миф - «не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью. Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная, до животности телесная, действительность»[87].
Миф в указанной концепции понимается как специфическая внеис-торическая интуитивная форма познания окружающей природной (космологические мифы) и социальной (социальные мифы) реальности (а также место в ней самого познающего субъекта), в основе которой лежит нерасчлененность субъекта и объекта познания (личность познает себя через идентификацию с общностью, пространство воспринимается как «наше» или «не наше», прошлое - как необходимый элемент настоящего и т.д.). Миф как форма познания не требует дополнительных доказательств истинности содержащейся в нем системы образов и представлений, так как сам по себе является их обоснованием. Этим объясняется активизация мифа в периоды социокультурных кризисов.
Миф, включающий в себя элементы познания и обоснования социальной реальности (этнические, конфессиональные, социокультурные, субкультурные, а также собственно социальные мифы), может стать политическим в том случае, если с его помощью обосновывается существование определенной политической системы (режима), либо претензии определенной личности или группы на особую роль в системе политических отношений (в том числе претензии на власть). С этой точки зрения, политический миф становится специфической формой социального мифа, в отличие от архаического мифа включающего элемент целенаправленного идеологического производства. При этом в современном политическом мифе сохраняется значительный элемент архаики.
Рассматриваемые в сборнике направления мифологизации культуры лишь намечают возможности мифологического сознания как базы для формирования культурных и политических мифов. Для возникновения мифа, кроме объективных мифологических оснований, необходима целенаправленная деятельность идеологизированных групп, состоящих, как правило, из представителей интеллигенции, посвящающих себя активному формированию и распространению конкретных мифов, выступая при этом от имени мистического «народа». Деятельность этих групп, возможно не всегда осознаваемая всеми их представителями, активизирует процесс мифологизации культуры, поляризации ее на основе модели «Мы-Они», наполняет конкретным содержанием понятия «Свой-Чужой», «добро-зло», «герой-враг», мотивирует конкретное социальное и политическое поведение.
* Р.Харрис. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003.
* Статья опубликована: Мир психологии. № 3. 1999. с. 15-23.
* Леонтьев А.Н. Избр. психолог. произведения, М.: Педагогика, 1983, с. 251-261.
* Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие. М., 2000.
* Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 2002.
* Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб., 2004.
* Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. – М., 2002.
* Перспективы социальной психологии. М., 2001.
* Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие. М., 2000.
* Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб., 2004.
* Липпман Уолтер. Общественное мнение / Пер, с англ. Т.В. Барчуновой; Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
* Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996.
* Медведева С.М. Проблема политического стереотипа в зарубежной политической психологии. Учебное пособие для гуманитарных факультетов вузов. Издательство МГИМО (У), М., 2005. – С. 79-107
[1] Lieberman M. D., Schreiber D. Is Political Cognition Like Riding a Bicycle?... // Political Psychology, 2003, V. 24, 4, pp. 681-704.
[2] См. Conover P.J., Feldman S. How People Organize the Political World: A Schematic Model. // American Journal of Political Science, 1984, V. 28, 1, pp. 95-126.
[3]Axelrod R. Schema Theory: An Information Processing Model of Perception and Cognition. // The American Political Science Review. 1973, Vol. LXVII, 4, p. 1248.
[4] Цитируется по Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., МГУ, 1982.
[5] Schemes. The Oxford Companion to Mind. // Oxford, Oxford University Press, 1988, pp. 695-697.
[6] См. Axelrod R. Schema Theory: An Information Processing Model of Perception and Cognition. // The American Political Science Review. 1973, Vol. LXVII, 4, pp. 1248 –1279.
[7] Хейс Н., Оррелл С. Введение в психологию. М., ЭКСМО, 2003, с.с.- 127-128.
[8] Lieberman M. D., Schreiber D. Is Political Cognition Like Riding a Bicycle?... Political Psychology, 2003, V. 24, 4, pp. 687-688.
[9] Hamilton D.L., Sherman J.W. Stereotypes. // Handbook of Social Cognition, V.2, Hilsdail, Lawrence Erlbaum Associates, Publishers,1994.
[10] Lieberman M. D., Schreiber D. Is Political Cognition Like Riding a Bicycle?.// Political Psychology, 2003, V. 24, 4, p. 683.
[11] Tajfel H., Forgas J.P. Social Categorization: Cognitions, Values and Groups..// Forgas J.F. (Ed.) Social Cognition: Perspectives on Everyday Understanding. Forgas J.P. et al. London etc., Academic press,1986, p. 113-140.
[12] Miller W.L. Political Values underlying Partisan Cleavages in Former Communist Country. // Electoral Studies. 1998, N 2, p. 204 –205.
[13] Динамика электоральных предпочтений. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ, 2000, № 1, с. 7.
[14] Hamilton D., Sherman S. Illusory Correlation: Implications for Stereotype Theory. // Bar-Tal D. et al. Stereotyping and Prejudice: Changing conceptions. N.Y., Springer-Verl., 1989, р. 153.
[15] Hamilton D., Sherman J.W. Stereotype. // Handbook of Social Cognition. Hillsdale etc., Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. 1994, V. 2.
[16] Данные неопубликованного отчета о проведении обзорного исследования “Отношение избирателей к выборам президента”, Центр политических технологий, 1996.
[17] Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СП(Б), Ювента, 1999, с. 15.
[18] Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СП(Б), Ювента, 1999, с. 47.
[19] Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СП(Б), Ювента, 1999, с.с. 175-176.
[20] Campbell D.T. Stereotypes and the Perception of Group Differences. // Amer. Psychol., 1967, V. 22, N 10.
[21] Tajfel H., Forgas J.F. Social Categorization: Cognitions, Values and Groups. // Forgas J.F. (Ed.) Social Cognition: Perspectives on Everyday Understanding. Forgas J.P. et al. London etc., Academic press,1986, p. 113-140.
[22] См. Sigal R. An Introduction to the Symposium on Social Identity. pp. 111-115. Brewer M.B. The many faces of Social Identity: Implications for Political Psychology. pp. 115-127. Huddy L. From Social Identity to Political Identity: A critical Examination of Social Identity Theory. pp. 127-157.// Political Psychology. 2001.V.22, 1. Greene S. Understanding Party Identification: A Social Identity Approach. // Political Psychology. 2001.V.22, 2, pp. 393-405.
* Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. М., 2000.
* Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб., 2004.
* Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. – М., 2002.
* Р.Харрис. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003.
[23] Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов Издательство «Мысль», 1973.
[24] А. И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 10. М., 1956, стр. 102.
[25] См. В. Лисовский. Воспитание убежденности. — «Наука убеждать». Книга в помощь комсомольскому пропагандисту, вып. 2. М., 1969, стр. 327.
[26] А. Г. Ковалев. Психология личности. М., 1970, стр. 298.
[27] См. «Методика партийной пропаганды», стр. 48.
[28] См. В. Здоровега. Искусство анализа и искусство убеждения; в публицистике. — «Проблемы мастерства в журналистике». Киев, 1967, стр. 24.
[29] См. Е. П. Прохоров. Элементы и структура социально-педагогического механизма публицистики. — «Искусство публицистики (Проблемы теории и мастерства)». Алма-Ата, 1966, стр. 8.
[30] А. Борщаговский. Толпа одиноких. М., 1967, стр. 111
[31] Л. П. Буева. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, стр. 216.
* Marshall McLuhan. At the Moment of Sputnik... Journal of Communication. Winter, 1974, р. 48-58.
* Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб., 2004.
[32] Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов Издательство «Мысль», 1973.
[33] См. А. Г. Ковалев. Психология личности, стр. 300—303.
[34] Б. Д. Парыгин. Социальная психология как наука, стр. 143.
[35] См. Н. С. Мансуров. Современная буржуазная психология. Критический очерк. М., 1962, стр. 136.
[36] Ю. А. Арбатов. Империалистическая пропаганда США — доктрина и методы. — «Современная буржуазная идеология в США (Не которые социально-идеологические проблемы)», стр. 95.
[37] См. К. И. Платонов. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1957, стр. 34.
[38] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 291.
[39] Б. Поршнев. Общественная психология и формирование нового человека. — «Коммунист», 1963, № 8, стр. 98.
[40] См. Я. Л. Коломинский. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы «социальной психики». — «Вопросы психологии», 1972, № 1, стр. 103.
[41] См. Б. Ф. Поршнев. Социальная психология и история, стр. 137.
[42] См. Н. С. Мансуров. Личность и массовые коммуникации. — «Социология и идеология». М., 1969, стр. 183.
[43] См. В. Н. Колбановский. Некоторые актуальные проблемы общественной психологии. — «Вопросы философии», 1963, № 12, стр. 20.
[44] И. Т. Бжалава. Установка как механизм действия внушения. — «Вопросы психологии», 1967, № 2, стр. 42.
[45] И. Т. Бжалава. Установка как механизм действия внушения. — «Вопросы психологии», 1967, № 2, стр. 42.
[46] См. Ю. А. Замошкин. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. Социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США, стр. 148.
[47] См. Э. Ю. Соловьев. Экзистенциализм (Историко-критический очерк). — «Вопросы философии», 1966, № 12, стр.78.
[48] См. В. А. Часов. Психологический анализ внушения и его практического применения. Автореферат. Л., 1959, стр.16.
[49] См. «Неделя», 1963, № 46, стр. 17.
[50] См. М. Зимянин. Дело нашей чести. — «Советская печать», 1966, № 5, стр. 4.
[51] См. В. Кузьмичев. Организация общественного мнения, стр. 152—155.
* Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996.
* Уши машут ослом: Современное социальное программирование. / Д.Г.Гусев, О.А.Матвейчев, Р.Р.Хазеев, С.Ю.Чернаков – Пермь, 2006.
* Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб., 2004.
* Marshall McLuhan. At the Moment of Sputnik... Journal of Communication. Winter, 1974, р. 48-58.
* Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. М., 2000.
* Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб., 2004.
* Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 2002.
* Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики. М., Смысл, 2004.
* Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики. М., Смысл, 2004.
* Перспективы социальной психологии. М., 2001.
* Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М., 2002.
* Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург: УрО РАН, 1999.
* Бредемайер К. Черная риторика. Власть и магия слова. Пер. с нем. М., 2006.
*
* Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб., Питер, 2003.
* Дж. Лакофф, М.Джонсон. «Метафоры, которыми мы живем». М., 2004.
* Лисо