Раздел 1. Основы рыночного ценообразования

1.1. Роль цены в условиях рынка. Теории цен.

Потребность - состояние неудовлетворенности человека, которое он стремится преодолеть.

Благо - средство для удовлетворения определенной потребности.

Различают экономические и неэкономические блага. Критерий разграничения - относительная редкость благ. Соотношение между потребностями и количеством доступных для использования благ позволяет разделить их на экономические и неэкономические.

Неэкономические - блага, доступное количество которых существенно превышает потребности.

Экономические - блага, доступное количество которых меньше потребности.

Иногда под экономическими понимаются блага, созданные в экономике при участии человека. Здесь и далее используется первое определение экономических благ.

В трудовой теории стоимости товаром является любой продукт труда, произведенный для продажи. Стоимость товара при этом определяется величиной общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). ОНЗТ - среднее количество труда, затраченное обществом на производство единицы продукции при среднем уровне умелости.

В нетрудовых теориях стоимости товаром является любое экономическое благо. Цена товара при этом отражает относительную редкость данного экономического блага.

В условиях рынка цена является объективным показателем, координирующим экономический выбор людей.

1.2. Понятие и сущность цены. Цена и стоимость. Определение стоимости.

Категории "цена" и "стоимость" тесно связаны между собой.

Согласно Вильяму Петти (XVII в.) "стоимость" или "естественная цена" товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. При этом Петти сводит "стоимость" к деньгам и смешивает ее с "меновой стоимостью". Кроме того, Петти ошибочно считал, что "стоимость" создается только трудом, непосредственно затраченным на производство товара. Остальные виды труда создают стоимость лишь в результате обмена созданного ими продукта на деньги.

А. Смит считал труд основой стоимости, ее "действительным мерилом". Он указывал на два свойства товара: полезность и возможность обмена на другие товары. Полезность Смит назвал потребительной стоимостью, возможность обмена на другие товары - меновой стоимостью.

А. Смит полагал, что при обмене производитель при обмене своего товара на другой товар меняет его на товар, содержащий такое же количество труда. "Стоимость" товара, согласно А. Смиту, делится на три части: часть, возмещающую затраты на сырье, материалы и орудия труда; часть, возмещающую оплату труда рабочих и часть, обеспечивающую получение прибыли, "сверхстоимость".

А. Смит отметил как противоречие внешнее нарушение эквивалентности обмена товаров при найме рабочих на работу, т.к. капиталисты оплачивают только часть стоимости производимого ими товара в виде заработной платы. Он сделал вывод о том, что стоимость определялась трудом лишь при простом товарном производстве, при "первоначальном состоянии общества". Для устранения данного противоречия он разработал "теорию издержек", в соответствии с которой "стоимость" товара определяется как сумма заработной платы, прибыли и ренты. Если арендная плата за землю отсутствует, из стоимости исключается рента.

1.3. Функции цен.

Для формирования представлений о роли цен в экономике необходимо ознакомиться с их функциями. К числу основных функций цен относятся:

- функция цены как средства учета и измерения затрат общественного труда, которая проявляется в возможности стоимостного учета и измерения результатов различных хозяйственных процессов и в стоимостном сопоставлении потребительских свойств товаров и услуг. Данная функция позволяет сопоставлять разнообразные потребительские свойства товаров и услуг на основе затрат труда, выполнять сравнительный анализ применения различных технологий для производства товаров и услуг. Последнее исключительно важно при разработке системы маркетинга на предприятиях, формирования их товарной и ценовой политики.

- функция цены как средства сбалансирования спроса и предложения, которая проявляется в регулировании объемов спроса и предложения товаров и услуг. Цена - индикатор диспропорций в производстве и обращении товаров и услуг. При возникновении диспропорций восстановление равновесия достигается либо, либо изменением, либо одновременным изменением цены и объема предложения. Поскольку от уровня цены зависит величина прибыли, цена предопределяет выгодность либо невыгодность производства того или иного товара;

- стимулирующая функция цены проявляется в воздействии на изменение объемов производства и потребления товаров и услуг. Стимулирование осуществляется через уровень прибыли, заключенной в цене. Воздействие на уровень прибыли возможно за счет применения таможенных пошлин, налогов, льгот, скидок, надбавок и т.п.;

- функция цены как средства распределения и перераспределения проявляется в распределении национального дохода на разных уровнях и в разных секторах экономики, а также в перераспределении национального дохода на разных уровнях и в разных секторах экономики. Для реализации данной функции применяются акцизы, НДС и другие формы налогов. Перераспределение создаваемой стоимости между производителями и потребителями, между отдельными слоями общества проявляется при государственном регулировании цен;

- функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в межотраслевом и внутриотраслевом переливе капиталов. В этом случае происходит перелив капиталов в отрасли и направления экономической деятельности, обеспечивающие большую прибыль.

1.4. Ценообразующие факторы. Издержки производства и их роль в формировании цены.

Основные условия и факторы ценообразования приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Харак­тер усло­вий. Условия це­нообразования. Факторы ценообразования.
Внеш­ние Предпочтения потребителей (условия по­треб­ления) Полезность товара с точки зрения потребности, тра­диций потребления или эксклюзивности. Сопоставимость, взаимодополняемость или взаимо­заменяемость товаров. Обоснованность цены с позиций потребительской ценности и дополнительных издержек потребителя.
Внеш­ние Условия кон­куренции (форма рынка) Наличие и степень конкуренции. Доля рынка и позиции конкурентов. Политика конкурентов.
Внут­ренние Условия про­изводства (цены и за­траты пред­приятия) Издержки производства и их динамика. Фактический и ожидаемый объем производства. Точка безубыточности. Возможности интеграции с другой продукцией и пе­рераспределения прибыли.
Внут­ренние Условия мар­кетинга (роль цены в марке­тинговом комплексе) Товарная политика. Структура и каналы распределения товаров. Возможности продвижения товара и используемые формы коммуникации. Сервис и послепродажное обслуживание.

1.6. Меры государственного ценового регулирования и их воздействие на ценовую политику фирм.

Необходимость государственного регулирования цен обусловлена тем, что рыночная экономика не всегда гарантирует оптимальность и эффективность, в том числе вследствие искажения цен на монопольном и олигопольном рынках. В ведении государства находятся основы ценовой политики (ст. 71 Конституции РФ). Реализация государственной ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании осуществляется органами исполнительной власти. Государственная политика цен - это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление в народном хозяйстве.

Различают прямое и косвенное регулирование цен. Прямое регулирование предполагает непосредственное воздействие на цены. Косвенное регулирование - воздействие не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование.

Прямое регулирование включает:

- общее замораживание цен;

- фиксирование цен и тарифов на определенные периоды времени;

- установление предельных цен (нижнего или верхнего уровня цен);

- установление предельного уровня рентабельности;

- установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых или торговых наценок, надбавок, скидок;

- для биржевой торговли - предельный уровень котировальных цен на товары, поступающие из государственного сектора;

- декларирование цен. В этом случае субъекты предпринимательской деятельности обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых ими цен;

- установление рекомендательных цен. Если цена превышает рекомендуемый уровень - возможно применение прогрессивного налогообложения.

Косвенное регулирование цен включает:

- регулирование учетной ставки процента;

- применение льготного налогообложения на производимую продукцию и потребляемые ресурсы;

- регулирование доходов, в т.ч. за счет государственного субсидирования (дотирования);

- регулирование минимального уровня оплаты труда.

Влияние государственных дотаций на рыночное равновесие приведено на рис. 1.1 и рис. 1.2.


P

S S'

PS

P0 c

PD c'

B

D

0 Q0 Q'0 Q

Рис. 1.1. Влияние дотаций производителям на рыночное равновесие.

P

S

P0S c'

P0 c D'

P0D

D

0 Q0 Q'0 Q

Рис. 1.2. Влияние дотаций потребителям на рыночное равновесие.

Исходное состояние рынка определено кривыми спроса D и предложения S. Этому состоянию соответствуют равновесная цена P0 и равновесный объем спроса (предложения) Q0.

Для увеличения потребления правительство компенсирует производителям часть цены товара (предоставляет дотацию производителям). В результате кривая предложения сместится вниз (на величину дотации), а новое равновесное состояние будет характеризоваться меньшей ценой продаж PD и большим равновесным объемом спроса (предложения) Q'0 (см. рис. 1.1).

Предоставление дотаций потребителям (см. рис. 1.2) приводит к перемещению кривой спроса вверх, повышению равновесной цены спроса (предложения) до уровня P0S и к росту равновесного объема продаж до уровня Q'0.

Если спрос более эластичен, чем предложение, основной выигрыш от предоставления дотаций производителям получают производители. Если предложение эластичнее спроса, выигрыш от предоставления дотаций производителям получают в большей степени потребители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: