В стандартах ИСО 9000

Исследования, проведенные специалистами ряда экономических лабораторий [16], показали, что в конце 90-х годов интерес специалистов отечественных предприятий к экономическим методам управления, которые нужно и можно использовать в рамках системы управления качеством, резко возрос. Так, например, если до 1997 года финансовыми аспектами решения проблем качества занималось менее 30% предприятий, сертифицировавших свои системы качества по стандартам ИСО 9000, то в 2000 году эта цифра выросла почти до 70%.

Можно утверждать, что отсутствие интереса к экономическим проблемам качества при создании системы качества (СК) связано с тем, что в стандарте ИСО 9004-94 (раздел 6 «Финансовые аспекты качества») предусматривались лишь учет и анализ затрат, связанных с качеством. При этом требования, относящиеся к финансовым аспектам качества, носили рекомендательный характер и не включались в состав элементов системы качества, подлежащих обязательной проверке при сертификации. К рекомендуемым методам сбора, представления и анализа элементов финансовой информации в стандартах были отнесены следующие:

- калькуляции затрат на качество,

- калькуляции затрат, связанных с процессами,

- определение потерь вследствие низкого качества.

Применять каждый из этих методов рекомендовалось, исходя из индивидуальной структуры организации, сферы ее деятельности и уровня развития системы управления качеством.

Следует отметить, что введение новой версии стандартов ИСО 9000 значительно расширяет применение и использование экономических аспектов качества, как в качестве рекомендаций по улучшению деятельности, так и требований к системе менеджмента качества, выполнение которых обязательно для получения сертификата.

Хотя в новой версии ИСО 9000 зачастую не существует явного указания по реализации тех или иных экономических аспектов менеджмента качества, но и без их реализации выполнение некоторых требований стандартов не представляется возможным.

Одним из принципов, заложенных в основу ИСО 9000:2000, является применение процессного подхода, необходимого для постоянного улучшения деятельности с учетом требований всех заинтересованных сторон. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность, при которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы. Можно ожидать, что использование процессной модели системы менеджмента качества (СМК) принесет наиболее ощутимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, если процессы будут оцениваться с точки зрения не только достижения результата, но и экономической эффективности процессов менеджмента.

В соответствии с другим, не менее важным, принципом СМК неизменной целью организации является постоянное улучшение деятельности. Характерно, что в старой версии ИСО основной упор делался на качество продукции, и в это понятие не включались экономические характеристики, то в новой версии, где основной упор сделан на качестве менеджмента, экономические характеристики становятся основой для постоянного улучшения в самом широком смысле.

Рассмотрим основные требования стандарта ИСО 9001:2000, применительно к которым использование экономических методов (в том числе и определение эффективности) является обязательным для подтверждения соответствия действующей на предприятии СМК.

В п.5.1 «Обязательства руководства» указано, что высшее руководство должно обеспечивать выполнение своих обязательств по постоянному повышению качества и эффективности посредством выделения необходимых ресурсов, к которым относятся инфраструктура, производственная среда, людские, информационные, природные и финансовые ресурсы, а также поставщики и партнеры. Для того, чтобы реализовать эти требования, необходимо учитывать и анализировать затраты на качество любой деятельности (процессов) в рамках СМК. При этом учет затрат на качество по видам деятельности позволит обеспечить оперативный контроль над используемыми ресурсами, выявить неэффективные виды деятельности, а также оценить инвестиции.

В п.5.4.1 «Цели в области качества» выдвинуты требования по достижению поставленных целей. Цели должны быть не только измеряемыми и согласуемыми с «Политикой в области качества», но оцениваемыми в стоимостном (денежном) выражении, что необходимо для сопоставления достигнутых результатов с основными финансовыми показателями деятельности организации.

В п.5.6 «Анализ со стороны руководства» и п.8.2.2 «Внутренний аудит» указано, что методы экономического анализа необходимо использовать при проведении оценивания СМК.

В п.8.5.1 «Постоянное улучшение» подчеркивается, что улучшение должно рассматриваться в широком смысле: это не только улучшение качества продукции или услуг, но и улучшение процессов менеджмента за счет повышения их эффективности, снижения издержек производства, снижения себестоимости и повышения удовлетворенности потребителей путем снижения цены продукции.

Таким образом, введение новой версии стандартов ИСО 9000 привело к изменению статуса финансовых аспектов менеджмента качества: из рекомендованных (а значит, необязательных) они становятся обязательными к применению в тех случаях, когда это возможно, необходимыми для полноценного функционирования СМК, а также приносящими ощутимую выгоду от их использования. Практически в стандартах дана установка на удовлетворение всех заинтересованных сторон – и потребителей, и производителей, и акционеров, и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: