№ п/п | Вид деятельности | Исполнитель |
Определение категории затрат Сбор данных о затратах Распределение данных по категориям Представление данных в службу качества Анализ затрат Исследование причины Разработка рекомендаций по снижению затрат Составление отчета по затратам на качество Координация деятельности по управлению затратами внутри предприятия Выполнение рекомендаций Контроль и коррекция мероприятий | Бухгалтерия Бухгалтерия Бухгалтерия Бухгалтерия Служба качества Служба качества Служба качества Служба качества Служба качества Функции подразделений Служба качества |
Затраты на качество в зависимости от различных факторов могут оцениваться [10] по следующим коэффициентам, базирующимся:
- на рабочей силе. Коэффициент равен отношению расходов, связанных с внутренними отказами, к прямым расходам на рабочую силу,
- на затратах. Коэффициент равен отношению общих затрат, связанных с отказами, к затратам на производство продукции,
|
|
- на продажах. Коэффициент равен отношению общих затрат на качество к общему объему продаж,
- на штуках. Коэффициент равен отношению общих затрат на качество к количеству выпущенной продукции,
- на добавочной стоимости. Коэффициент равен отношению общих затрат на качество к добавочной стоимости.
Рис.5. Круговая диаграмма затрат на качество
Соотношение между затратами, связанными с отказами, оценкой и предупреждением, часто представляют в виде круговой диаграммы, наглядно демонстрирующей относительные размеры затрат (рис. 5) [5].
Если затраты на оценку превышают затраты на отказы, то это должно настораживать как серьезный признак неэффективности затрат.
В литературе по качеству приводится ряд систем классификаций по затратам на качество. Приведем классификацию (табл. 2) Ю. Куликова [11], которая, на наш взгляд, позволяет улучшить проведение анализа, оценки и учета затрат.
Таблица 2