Привлекательность рынка

Рис. 19. Матрица Мак-Кинси

.Расчет комплексных показателей перспектив роста и рентабельности проводится аналогичным образом.

Для оценки перспектив роста используются следующие параметры:

- темп роста соответствующего сектора экономики,

- прирост численности потребителей,

- степень устаревания продукции,

- степень обновления технологии,

- динамика географического расширения рынка и др.

Для оценки рентабельности используются следующие параметры:

- колебания цен,

- колебания объемов продаж,

- цикличность спроса,

- емкость рынка по сравнению с производственными мощностями в отрасли,

- длительность жизненного цикла продукции,

- время и стоимость разработки новой продукции и др.

Комплексный показатель конкурентного статуса (КПС) предприятия рассчитывается по формуле:

Iф – Iкр Sф Сф

КПС = ——— ∙ — ∙ —,

Iо – Iкр Sо Сm

где Iф, Iкр, Iо – фактический, критический и оптимальный уровни капиталовложений соответственно,

Сф, Сm – фактический и максимально возможный потенциалы предприятия соответственно,

Sф, Sо - оценки действующей и оптимальной стратегии предприятия соответственно.

Из формулы видно, что конкурентный статус предприятия определяется тремя параметрами: уровнем капиталовложений, выбранной стратегией, потенциалом предприятия.

Недостатки матрицы Мак-Кинси:

- не учитывается возможность активного воздействия предприятия на среду,

- субъективизм в оценке показателей,

- расплывчатость рекомендаций.

Конкурентный анализ по Портеру. Для анализа конкурентного положения предприятия американский экономист М. Портер предложил изобразить своего рода «поле сил» (рис. 20) [2]. По его мнению, на любое предприятие воздействует пять основных сил:

- влияние покупателей,

- влияние поставщиков,

- возможность появления новых конкурентов,

- существование товаров-заменителей,

- действия конкурентов внутри отрасли.

       
 
 
   
Товары-заменители


Рис. 20. Пять сил Портера

Возможность появления в отрасли новых конкурентов зависит от существования «входных барьеров» - препятствий к входу на соответствующий рынок:

- потребность в крупных капиталовложениях,

- необходимость обладания патентами, лицензиями для проникновения на рынок,

- необходимо быть крупным производителем (эффект масштаба),

- необходимость значительных затрат на маркетинг, рекламу, создание каналов товародвижения,

- ограниченность доступа к ресурсам (контакты с поставщиками, наличие квалифицированных кадров, информации и др.),

- государственное регулирование (возможность таможенных ограничений).

Заменители – это товары или услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности покупателей. Существование товаров-заменителей обостряет конкуренцию. Эффективными средствами борьбы с товарами-заменителями являются:

- дифференциация товара, разработка новых моделей,

- маркетинговая кампания, включающая рекламу и другие методы продвижения товара,

- ценовая конкуренция,

- хорошая организация сбыта и высокое качество обслуживания и др.

Конкуренция внутри отрасли становится особенно острой при следующих условиях:

- зрелость рынка, стабилизация или снижение объемов продаж всей отрасли,

- наличие простаивающих мощностей,

- большое количество конкурентов,

- однородность или недостаточная дифференциация товаров,

- наличие препятствий для снижения издержек,

- наличие высоких барьеров выхода, когда выход из отрасли связан с большими финансовыми потерями.

Воздействие поставщиков проявляется главным образом в ценах и качестве поставляемых ресурсов, а также в условиях обслуживания. Сила поставщиков определяется следующими факторами:

- отсутствием заменителей для поставляемых ресурсов,

- важностью данного ресурса для предприятия,

- относительными размерами поставщика,

- удельным весом отрасли в структуре продаж поставщика (если удельный вес невелик, поставщик может повысить цену или снизить качество ресурсов, не опасаясь потерять рынок).

Влияние покупателей заключается в требованиях снизить цены, повысить качество продукции, улучшить обслуживание. Сила покупателей зависит от следующих факторов:

- размера фирмы-покупателя,

- степени однородности продукции и диапазона ее применения,

- уровня информированности покупателей,

- важности продукции для покупателей и др.

Проанализировав «поле сил», предприятие может выбрать оптимальную стратегию. По мнению Портера, существуют три универсальные стратегии: снижение издержек, дифференциация и фокусирование.

Стратегия снижения издержек заключается в установлении низких цен на продукцию при низких издержках производства. Для осуществления этой стратегии необходим большой объем производства, мощная производственная база, эффективная технология, удобный в изготовлении дизайн изделия, четкая организация производства, дешевая система распределения. Опасность этой стратегии в том, что конкуренты могут объявить «ценовую войну», и тогда ни один конкурент не получит достаточно высокую прибыль. Эта стратегия также слабо учитывает маркетинговые аспекты конкуренции.

Стратегия дифференцирования заключается в том, чтобы выпускать уникальную, индивидуализированную продукцию с учетом специфических требований каждой группы потребителей и тем самым перевести конкуренцию в плоскость качества и технических свойств продукции. Дифференциация может также заключаться в создании имиджа марки, особом послепродажном обслуживании. Опасность заключается в том, что часто для покупателей цена не менее важна, чем свойства товара.

Стратегия фокусирования заключается в сосредоточении внимания предприятия на одном сегменте рынка, чтобы ориентироваться на специфические требования именно этого сегмента. Данная стратегия требует самого тщательного маркетингового анализа. Рискованность стратегии в том, что товар может потерять привлекательность для выбранного сегмента рынка, например, вследствие сокращения объема данного сегмента.

Анализ «пяти сил» Портера носит динамичный характер и позволяет учитывать особенности конкретной ситуации, однако он не дает никаких конкретных рекомендаций, оставляя решение по выбору оптимальной стратегии руководителю предприятия.




double arrow
Сейчас читают про: