1). Для проверочных расчётов как по контактной, так и по изгибной прочности определим коэффициенты нагрузки.
.
.
KHV и KFV - коэффициенты внутренней динамической нагрузки. Они выбираются из таблицы.
KHV=1,10; KFV=1,19.
KHb и KFb - коэффициенты концентрации нагрузки (неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий). Их значения выбираются из таблицы интерполяцией.
KHb=1,14; KFb=1.
KHa и KFa - коэффициенты распределения нагрузки между зубьями. Выбираются из таблицы интерполяцией.
KHa=1,08; KFa=1,08.
; .
2). Проверка по контактным напряжениям
;
Z E - коэффициент материала. Для стали Z E = 190;
- коэффициент учёта суммарной длины контактных линий;
ZH=2,43 - коэффициент формы сопряжённых поверхностей;
Ft - окружное усилие
;
- недогруз.
3). Проверка по усталостным напряжениям изгиба.
;
YR =1 - коэффициент шероховатости переходной кривой.
YX= 1,03-0,06 m =1,03-0,06·1,5 =0,94 - масштабный фактор.
Y d=1,082-0,172 lgm =1.082-0.172 lg 1,5=1,01 - коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжения.
YN - коэффициент долговечности. Рассчитывается отдельно для шестерни и колеса
|
|
.
NFG - базовое число циклов. Для стальных зубьев:
NFG = 4×106
NFE 1 - эквивалентное число циклов шестерни:
NFE 1 = 60× n 1× t × eF.
NFE 1 = 60×1460×5256×0,5=230212800;
Эквивалентное число циклов колеса
;
Коэффициент запаса прочности:
SF = 1,7;
Предел выносливости зуба
s Flim1 =600 Мпа;
s Flim2 = 1,75·200=350 Мпа;
Мпа;
Мпа;
Рабочие напряжения изгиба. Определяется отдельно для шестерни и колеса
;
YFS - коэффициент формы зуба
X =0- коэффициент сдвига инструмента
ZV - эквивалентное число зубьев
Y e - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев в зацеплении. Для косозубых .
Y b - коэффициент угла наклона зуба
Действительный запас усталостной изгибной прочности .
;
.
Значение коэффициента запаса усталостной изгибной прочности показывает степень надёжности в отношении вероятности поломки зуба. Чем больше этот коэффициент, тем ниже вероятности усталостной поломки зуба.
4).Проверка на контактную статическую прочность:
;
T·1,3 = T пик - пиковая нагрузка;
Мпа;
Мпа;
5). Проверка изгибной статической прочности:
;
;
Проверка по этим допускаемым напряжениям предотвращает мгновенную поломку зуба при перегрузке передачи.
Список литературы.
1. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов. -М.: Высш. шк., 1991.-432с.:ил. ISBN 506-001514-9.
2. Иванов М.Н. и Иванов В.Н. Детали Машин. Курсовое проектирование. Учеб. пособие для машиностроит. вузов. М., «Высш. школа», 1975.
3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш.шк., 1985.-416с.:ил.
|
|
4. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1989.-496с.:ил.