Типы одинарных и двойных главных передач. Главная передача увеличивает подводимый к ней крутящий момент и передает его через дифференциал и полуоси к ведущим колесам автомобиля. Межколесный дифференциал обеспечивает вращение колес ведущего моста автомобиля с разными скоростями.
В автомобилях с передним расположением двигателя и задним ведущим мостом, а также в многоприводных автомобилях главную передачу размещают в картере ведущего моста, в переднеприводных автомобилях и в автомобилях с задним расположением двигателя - в общем картере с коробкой передач.
По числу рабочих пар, находящихся в зацеплении, передачи делят на одинарные (крутящий момент передается одной парой зубчатых колес) и двойные (крутящий момент передается двумя или более парами зубчатых колес).
Одинарные. Цилиндрическая главная передача применяется в переднеприводных легковых автомобилях при поперечном расположении двигателя и размещается в общем картере с коробкой передач и сцеплением. Ее передаточное число 3,5-4,2, а шестерни могут быть прямозубыми, косозубыми и шевронными. Цилиндрическая главная передача имеет высокий КПД - не менее 0,98, но она уменьшает дорожный просвет у автомобиля и более шумная, чем другие главные передачи.
Коническая главная передача (рисунок 5.1, а) применяется на легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Оси
ведущей 7 и ведомой 2 шестерен в конической главной передаче лежат в одной
плоскости и пересекаются, а шестерни выполнены со спиральными зубьями. Передача имеет повышенную прочность зубьев шестерен, небольшие размеры и позволяет снизить центр тяжести автомобиля. КПД конической главной передачи со спиральным зубом - 0,97-0,98. Передаточные числа конических главных передач 3,5-4,5 у легковых и 5-7 - у грузовых автомобилей и автобусов.
Рисунок 5.1- Главные передачи: а, б, в – одинарные; г, д – двойные; е – редуктор; 1 – ведущая шестерня; 2 - ведомая шестерня; 3 – червяк; 4 – червячная шестерня; 5- коническая шестерня; 6 – цилиндрическая шестерня; 7 – полуось; 8 – солнечная шестерня; 9 – сателлит; 10 – ось; 11 – коронная шестерня
Гипоидная главная передача (рисунок 5.1,б) имеет широкое применение на легковых и грузовых автомобилях. Оси ведущей 7 и ведомой 2 шестерен гипоидной главной передачи в отличие от конической не лежат в одной плоскости и не пересекаются, а перекрещиваются. Передача может быть с верхним или нижним гипоидным смещением. Передаточные числа гипоидных главных передач - 3,5-4,5 у легковых автомобилей, 5-7 - у грузовых автомобилей и автобусов. Гипоидная главная передача по сравнению с другими более прочная и бесшумная, имеет высокую плавность зацепления, малогабаритная. Ее можно применять на грузовых автомобилях вместо двойной главной передачи. Она имеет КПД, равный 0,96-0,97. Однако гипоидная главная передача требует высокой точности изготовления, сборки и регулировки.
Червячная главная передача (рисунок 5.1, в) может быть с верхним или нижним расположением червяка 3 относительно червячной шестерни 4, имеет передаточное число 4-5 и в настоящее время используется редко. Ее применяют на некоторых многоосных многоприводных автомобилях. По сравнению с
другими типами червячная главная передача меньше по размерам, более
бесшумная, обеспечивает более плавное зацепление и минимальные
динамические нагрузки. Однако передача имеет наименьший КПД (0,9-0,92) и по трудоемкости изготовления и применяемым материалам (оловянистая бронза) является самой дорогостоящей.
Двойные. Двойные главные передачи имеют две зубчатые пары и обычно состоят из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с прямыми или косыми зубьями. Наличие цилиндрической пары шестерен позволяет не только увеличить передаточное число главной передачи, но и повысить прочность и долговечность конической пары шестерен.
В центральной главной передаче (рисунок 5.1, г) коническая 5 и цилиндрическая 6 пары шестерен размещены в одном картере в центре ведущего моста. Крутящий момент от конической пары через дифференциал подводится к ведущим колесам автомобиля.
В разнесенной главной передаче (рисунок 5.1, д) коническая пара шестерен 5 находится в картере в центре ведущего моста, а цилиндрические шестерни 6 - в колесных редукторах. При этом цилиндрически шестерни соединяются полуосями 7 через дифференциал с конической парой шестерен. Крутящий момент от конической пары через дифференциал и полуоси 7 подводится к колесным редукторам.
Широкое применение в разнесенных главных передачах получили однорядные планетарные колесные редукторы. Такой редуктор состоит из прямозубых шестерен (рисунок 5.1, е) - солнечной 8, коронной 11 и трех сателлитов 9. Солнечная шестерня приводится во вращение через полуось 7 и находится в зацеплении с тремя сателлитами, свободно установленными на осях 10, жестко связанных с балкой моста. Сателлиты входят в зацепление с коронной шестерней 11, прикрепленной к ступице колеса. Крутящий момент от центральной конической пары шестерен 5 к ступицам ведущих колес передается через дифференциал, полуоси 7, солнечные шестерни 8, сателлиты 9 и коронные шестерни 11.