Устройство, принцип работы и схема межколесного дифференциала

Дифференциалом называется механизм трансмиссии, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колесами и ведущими моста­ми автомобиля. Дифференциал служит для обеспечения ведущим колесам разной скорости вращения при движении автомобиля по неровным дорогам и на поворотах. Разная скорость вращения ведущих колес, проходящих раз­ный путь на поворотах и неровных дорогах, необходима для их качения без скольжения и

буксования. В противном случае повысится сопротивление движению автомобиля, увеличатся расход топлива и износ шин.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
УА-32
Дифференциал, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колесами автомобиля, называется межколесным. Дифференциал, который распределяет крутящий момент двигателя между ведущими мос­тами автомобиля, называется межосевым.

Межколесный конический симметричный дифференциал состоит из корпуса, сателлитов, полуосевых шестерен, которые соединены полуосями с ведущими колесами автомобиля. Дифференциал легкового автомобиля имеет два свободно вращающихся сателлита, установленных на оси, закре­пленной в корпусе дифференциала, а у грузового автомобиля - четыре са­теллита, размещенных на шипах крестовины, также закрепленной в корпусе дифференциала.

При прямолинейном движении автомобиля по ровной дороге (рисунок 5.2, а) ведущие колеса одного моста проходят одинаковые пути, встре­чают одинаковое сопротивление движению и вращаются с одной и той же скоростью. При этом корпус дифференциала, сателлиты и полуосевые шес­терни вращаются как одно целое. Сателлиты 3 не вращаются вокруг своих осей, заклинивают полуосевые шестерни 4, и на оба ведущих колеса пере­даются одинаковые крутящие моменты.

Рисунок 5.2 - Работа дифференциала при движении автомобиля: а - по прямой; б - на по­вороте; 1, 4 - шестерни; 2 - корпус; 3 - сателлит

При повороте автомобиля (рисунок 5.2, б) внутреннее по отношению к центру поворота колесо встречает большее сопротивление движению, чем наружное колесо, и вращается медленнее, а вместе с ним замедляет свое вращение полуосевая шестерня внутреннего колеса. При этом сателлиты 3 начинают вращаться вокруг своих осей и ускоряют вращение полуосевой шестерни наружного колеса. В результате ведущие колеса вращаются с раз­ными скоростями, что и необходимо при движении на повороте.

При движении автомобиля по неровной дороге ведущие колеса также

встречают разные сопротивления и проходят разные пути. В соответствии с этим дифференциал обеспечивает им разную скорость вращения и качение без проскальзывания и буксования.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
УА-32
Для устранения этого недостатка применяют принудительную блоки­ровку (выключение) дифференциала, жестко соединяя одну из полуосей с корпусом дифференциала. При заблокированном дифференциале крутящий момент, подводимый к колесу с лучшим сцеплением, увеличивается. В ре­зультате создается большая суммарная тяговая сила на обоих ведущих ко­лесах автомобиля. При этом суммарная тяговая сила увеличивается на 20- 25 % во время движения в реальных дорожных условиях.

Устройство и схема ведущего моста автобуса МАЗ-103. Задний ведущий мост МАЗ-103 (рисунок 5.3.) выполнен по классиче­ской схеме с двойной разнесенной главной передачей и смещенным от по­перечной оси моста коническим редуктором. Он состоит из картера, цен­трального конического редуктора, планетарных колесных передач и коло­дочных тормозов.

Рисунок 5.3 - Ведущий мост МАЗ-103: / - контрольная пробка; 2 - крышка колесной передачи; 3 - сухарь; 4 - упор; 5 - ведущая шес­терня; 6- водило; 7- контргайка; 8 - подшипники ступицы; 9, 15 - манжеты; 10- маслоулови­тель; 11 - тормозная колодка; 12- пружина; 13,17 ~ сферический подшипник; 14 опора ку­лака передняя; 16- кулак разжимной; 18 - задняя опора кулака; 19- масленка; 20 - регулиро­вочный рычаг; 21 - кронштейн тормозной камеры; 22 - картер моста; 23 - конический редук­тор; 24 - контрольный клапан; 25 - щит тормоза; 26 - суппорт; 27 - ось колодки; 28 - бронзо­вая втулка; 29 - датчик АБС; 30 - тормозной барабан; 31 - болт; 32 - цапфа; - сгупица; 34 - полуось; 35 - ступица ведомой шестерни; 36 - гайка, 37 - ведомая шестерня; 38 – подшипник; 39 сателлит; 40 ось сателлита

Ведущий мост МАЗ-105 по устройству аналогичен мосту МАЗ-10З и представляет собой зеркальное отражение моста МАЗ-103 относительно продольной оси автобуса.

Колесная передача представляет собой планетарный редуктор, состоя­щий из прямозубых цилиндрических шестерен с внешним и внутренним зацеплением. Ведущая шестерня 5 установлена на шлицах полуоси 34. Че­тыре сателлита 39 на

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
УА-32
подшипниках 38 установлены в гнезда водила 6. Во­дило жестко связано со ступицей колеса 33. Ведомая шестерня 37 через ступицу 35 жестко соединена с цапфой 32, от осевого перемещения ступица удерживается гайкой 36. Перемещение полуоси 34 ограничивается сухарем 3 и упором 4.

Ступица заднего колеса 33 установлена на цапфе 32 на роликовых ко­нических подшипниках 8. Регулировка подшипников 8 осуществляется гай­кой 36, которая стопорится контргайкой 7. Манжеты 9 не допускают попа­дания масла из картера моста к колодочным тормозам. Цапфа 32 крепится к картеру моста болтами 31. На болты ступицы 33 установлен тормозной ба­рабан 30. В крышку колесной передачи 2 ввернута контрольная пробка 1 и пробка для слива масла.

Колодочные тормоза размещены между суппортом 26 и тормозным ба­рабаном 30. Колодки 11 устанавливаются на осях 27 в суппорте 26 на брон­зовых втулках 28 и прижимаются к профилю разжимного кулака 16 стяж­ной пружиной 12. Кулак 16 установлен в опорах 14 и 18 на сферических подшипниках 13 и 17. На конце разжимного кулака 16 установлен регули­ровочный рычаг 20, внутри которого расположен механизм для автоматиче­ского поддержания установленного зазора между колодками 11 и тормоз­ным барабаном 30.

Маслоуловитель 10 служит для сбора и отвода наружу по каналу в сту­пице 33 просочившегося через манжеты 9 масла. Масленка 19 предназначе­на для подвода смазки к сферическим подшипникам опоры разжимного ку­лака, для смазки подшипника передней опоры 14 разжимного кулака и осей колодок 27 на щите тормоза установлены масленки и контрольные клапаны.

Вывод: в ходе проведения работы, были изучены конструкций шестеренных главных передач, а также их типы, приведена схема и принцип работы межколесного дифференциала автомобилей и автобусов, а также их полу­осей, изучено устройство и схема ведущего моста автобуса МАЗ-103.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: