Общая характеристика городской литературы средних веков

Рыцарская литература уходит от реальности. На смену приходит реалистическая городская литературара. Меняются и жанры, и стиль. Городская литература возникла в Европе на рубеже XII – XIII вв. в связи с ростом городов. Горожане – будущая буржуазия (третье сословие).

Город обычно ставился около монастыря. Если город откупился от феодалов, то он становился свободным. Стали возникать университеты. Были большие библиотеки о монастырях. В XII в. Происходил процесс секуляризации.

Секуляризация – это отделение светского от церковного.

Театр появился в городской литературе, лирики не было. Городская литература представлена жанрами эпического и драматического рода.

Эпос (эпический род): выделяют большие и малые жанры.

1. Большие жанры:

А) любовный эпос (романы о Розе)

Б) животный эпос (лица, о которых не хотели открыто говорить) – басни, горожане – Лис «Ренар». Священнослужителей в таких образах не изображали.

2. Малые жанры:

В Германии представлены «Шванками» (маленькие короткие истории), Во Франции – фабульоны и др. Из Французских произведений («Тытале» - реальный французский рассказ).

Жанры городского театра:

- Мистерии (священные действия)

- Миракль (история о чудесах)

- Моралите (истории нравственного содержания)

- Фарс (комические, разыгрывается на рыночной сцене)- «Фарс о господине Патлене»

- Соти (песенки шутов)

Городская литература просуществовала до XV – XVI вв. Городской театр возник из городского(дидактическая). В центре внимания – теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук.

· Городская литература отличается вниманием кповседневной жизни человека, к быту.

· Пафос городской литературы дидактический и сатирический (в отличие от рыцарской литературы).

· Стиль тоже противоположен рыцарской литературе. Горожане не стремятся к отделке, изяществу произведений, для них самое главное – донести мысль, дать доказательный пример. Поэтому горожане используют не только стихотворную речь, но и прозу. Стиль: бытовые подробности, грубые подробности, много слов и выражений ремесленного, народного, жаргонного происхождения.

· Горожане начали делать первые прозаические пересказы рыцарских романов. Здесь берет начало прозаическая литература.

· Тип героя весьма обобщён. Это рядовой человек вообще, не индивидуализирован. Он представлен как показательный пример человека, применимый ко многим. Этот герой показывается в борьбе: столкновение со священниками, феодалами, где привилегии не на его стороне. Хитрость, изворотливость, жизненный опыт – черты героя. Если его хитрость доходит до жестокости, горожане не осуждают его, т.к. он находится в неравном контакте, поэтому этот хитрец живёт по примеру: "Хочешь жить – умей вертеться". Поэтому герои выходили победителями из разных ситуаций.

В городской литературе развиваются все 3 рода.

· Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо выше, в силу своего образования всё-таки оказали синтез на городскую лирику.

· В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам, горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких анекдотических рассказах. Этим-то и привлекали внимание человека (напр.: "Завещание осла" – анекдотический эпизод в необычном освещении).

· Крупные формы средневековой словесности все-таки присутствовали: "Роман о Лисе", который возник во Франции в конце XII в. Это эпопея, но к жанру героического эпоса его нельзя отнести – это сатирический животный эпос. Все персонажи здесь аллегоричны. Все звери изображают представителей верхних сословий. В центре – Лис, которому достаётся роль хитреца. Царство людей уподобляется миру людей. Цель – показать, что в царстве людей царят волчьи законы, нет справедливости. Лис – обобщённый образ человека, который находится в феодальном обществе, который должен ловчить и беззаконить, дабы самому не стать жертвой. Ещё одна характерная особенность эпопеи: "Роман о Лисе" складывался в устной традиции и постепенно. По своей форме эпопея о Лисе построена как пародия на рыцарский роман. Здесь есть приключенческий сюжет, но подвиги – не высокие, а низкие проделки. Есть вместо красивой любви – измены. Вместо доблестей – низменные побуждения. Эта форма пародии на рыцарский роман не случайна, в литературе отражалось критическое отношение к феодалам, пародируя рыцарский роман.

- Большая заслуга городской литературы: в городской среде начинает развиваться и достигает расцвета драматический род литературы. Драматический род развивался по двум линиям:

Церковная драма. Восходит к сословной литературе. Становление драматургии как литературного рода. Сходство чем-то с греческой драматургией: в дионисском культе создавались все элементы драмы. Точно также все элементы драмы сходились и в церковно-христианской службе: поэтическое, песенное слово, диалог между священником и прихожанами, хором; переоблачения священников, синтез различных видов искусства (поэзии, музыки, живописи, скульптуры, пантомимы). Все эти элементы драматургии были в христианской службе – литургии. Нужен был толчок, который бы заставил интенсивно развиваться эти элементы. Таким толком стало то, что церковная служба велась на непонятном латинском языке. Поэтому возникает мысль сопроводить церковную службу пантомимой, сценами, связанными с содержанием церковной службы. Такие пантомимы проводились только священниками, затем эти вставные сценки приобретали самостоятельность, обширность, их начали разыгрывать до и после службы, затем выходили за стены храма, проводили представления на рыночной площади. А за пределами храма могло зазвучать и слово на понятном языке. Это церковное действие встречалось со второй драматической стороной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: