Развитие литературы

Для развития придворно-рыцарской литературы этого периода характерно большое разнообразие жанров. Куртуазный роман постепенно приходит в упадок. По мере того как практическое значение рыцарства в качестве военного сословия уменьшалось, рыцарские романы все более теряют связь с действительностью. Попытка возродить рыцарский роман с его героическим пафосом принадлежит английскому дворянину Томасу Мэлори (ок. 1417—1471). Написанный им на основе старинных сказаний о рыцарях «Круглого стола» роман «Смерть Артура» является выдающимся памятником английской прозы XV в. Однако, стремясь воспеть рыцарство, Мэлори невольно отразил в своем произведении черты разложения этого сословия и показал трагическую безысходность его положения в современную ему эпоху.

Большое значение для развития прозы на национальных языках приобретают произведения автобиографического (мемуары), исторического (хроники), дидактического содержания.

Развитие городской литературы отразило дальнейший рост социального самосознания бюргерства. В городской поэзии, драме и в возникшем в этот период новом жанре городской литературы — прозаической новелле — горожане наделяются такими чертами, как житейская мудрость, практическая сметка, жизнелюбие. Бюргерство противопоставляется дворянству и духовенству как опора государства. Этими идеями проникнуто творчество двух крупнейших французских поэтов XIV в. — Эсташа Дюшена (ок. 1346—1406) и Алена Шартье (1385 — ок. 1435). Они высказывают резкие обвинения в адрес французских феодалов за их поражения в Столетней войне, осмеивают королевских советников и духовенство. Выражая интересы зажиточной верхушки бюргерства, Э. Дюшен и А. Шартье в то же время осуждают народ за мятежи.

Крупнейшим поэтом XIV в. был англичанин Джеффри Чосер (ок. 1340—1400), прозванный «отцом английской поэзии» и испытавший уже некоторое влияние идей итальянского Возрождения. Его лучшее» произведение «Кентерберийские рассказы» — сборник стихотворных новелл на народном английском языке. Глубоко национальные и по содержанию и по форме, они рисуют яркую картину современной Чосеру Англии. Отдавая дань средневековым традициям, Чосер не свободен и от отдельных предрассудков своего времени. Но главное в его творчестве составляют оптимизм, свободомыслие, реалистическое изображение действительности, высмеивание алчности духовенства и чванства феодалов. Поэзия Чосера отразила высокий уровень развития средневековой городской культуры. Его можно считать одним из предшественников английского гуманизма.

Народное творчество лежит в основе поэзии замечательного французского поэта XV в. Франсуа Вийона (1431 — ок. 1461). В своих стихах он отразил глубокие классовые противоречия современного ему общества. Высмеивая в сатирических стихах представителей господствующего класса, монахов и богатых горожан, Вийон полон сочувствия к беднякам. Антиаскетические мотивы в творчестве Вийона, прославление им земных радостей — все это является вызовом средневековому миросозерцанию. Глубокий интерес к человеку и его переживаниям позволяет характеризовать Вийона как одного из предшественников Возрождения во Франции.

Особенно ярко народные начала проявились в XIV—XV вв. в городском театральном искусстве. Именно в это время широкое распространение получили французские фарсы и немецкие «фастнахт-шпили» — юмористические сценки, выросшие из народных карнавальных игр. В них реалистически изображался быт горожан и затрагивались социальные и политические проблемы. Большой популярностью в XV в. пользовался во Франции фарс «Господин Пьер Пателен», в котором обличалось корыстолюбие, нечестность и крючкотворство судейских чиновников.

В литургическую драму все более проникают светские элементы. Влияние церкви и ее контроль над городскими зрелищами ослабевает. Организация больших театрализованных представлений — мистерий — переходит от клириков к ремесленным и торговым цехам. Несмотря на библейские сюжеты, мистерии носили злободневный характер, включали комедийный и бытовой элементы; появляются мистерии и на чисто светские сюжеты, посвященные событиям реальной жизни.

В городской культуре в XIV—XV вв. более четко проявляются два направления: культура патрицианской верхушки сильнее сближается со светской феодальной культурой; культура демократических слоев развивается в тесном контакте с крестьянской культурой. Их взаимодействие обогащает и ту и другую.

Крестьянская литература

Крестьянская литература, возникновение которой относится к XIII—XIV вв.. была представлена прежде всего народными песнями (любовными, эпическими, застольными, бытовыми). Существовавшие долгое время в устной традиции, они теперь записываются. Классовая борьба крестьянства, народные бедствия в годы войны и разрухи нашли отражение во Франции в песнях-жалобах (комплектах), а также в балладах, возникающих с XIV в. во многих странах Европы. Особенно широкую известность получил цикл баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду — любимому герою английского народа (записывались с XV в.). Он изображается вольным стрелком, живущим со своей дружиной в лесу, защитником бедных против произвола феодалов и королевских чиновников. В образе Робин Гуда отразилась народная мечта о свободе, человеческом достоинстве, благородстве простого человека. В творчестве некоторых писателей — выходцев из крестьянской среды — в противоположность церковно-феодальной традиции, труд крестьян воспевается как основа общественной жизни. Уже в концеXIIIв. В первой немецкой крестьянской поэме, написанной Вернером Садовником,— «Крестьянин Гельмбрехт» — честный трудолюбивый крестьянин противопоставляется разбойнику-рыцарю. Еще более выраженный классовый характер носит аллегорическая поэма английского поэта XIV в. Уильяма Ленгленда (ок. 1332 — ок. 1377) «Видение Уильяма о Петре-Пахаре». Поэма проникнута сочувствием к крестьянам, которые составляют, по мнению автора, здоровую основу всякого общества. Крестьянский физический труд рассматривается в поэме как главное средство усовершенствования людей, их спасения в загробном мире и противопоставляется как своего рода идеал тунеядству духовенства, судей, сборщиков налогов, дурных советчиков короля. Идеи Ленгленда были весьма популярны среди участников восстания Уота Тайлера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: