Помимо рыцарской придворной литературы, витающей в призрачном царстве куртуазности, в демократической городской среде возникла целая россыпь литературных произведений самых разных жанров, написанных народным, просто-
речным языком, тяготеющих к реальной повседневной жизни. Наиболее популярным жанром городской литературы был жанр реалистической стихотворной новеллы, называемый во Франции фаблио, а в Германии шванк. В них действуют новые литературные герои - горожане и крестьяне, с их сметливостью и здравым смыслом. Они не борются ни с великанами, ни с чудовищами - они Борются с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый оптимизм. Все ситуации носят комический либо авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения. Они позволяют заглянуть и в покои богатого купца, и в лавки торговцев, и в мастерскую ремесленника, и в огород крестьянина, где растет капуста.
Так, например, в фаблио «О Буренке, поповской коровке» крестьянин, прослушавший проповедь о том, что Бог наградит вдвойне за принесенные ему дары, отводит к попу единственную корову, которая, впрочем, ему не очень-то и нужна, поскольку молока не дает. Святой отец, обрадованный поживой, велит слуге привязать эту корову к своей, дабы приучить ее к новому пастбищу и хлеву. Но, корова не только сама возвращается к хозяину, но и приводит к виллану поповскую:
|
|
Виллан глядит, глазам не веря. -Жена! Смотри-ка! - молвит он. Обрадован и удивлен, -Ведь поп наш правду говорил -
Господь вдвойне нас наградил: С Белянкой к нам пришла Буренка, То бишь, вторая коровенка! Чай, тесен будет хлевушек...
Излюбленным сюжетом являлись супружеские измены, женские уловки и вранье, измывательства над недалекими мужьями, дружная взаимная поддержка женщин во всякого рода любовных авантюрах. Таковы фаблио «О рыцаре в алоу платье», «О куропатках», «О сером в яблоках коне», «О женских косах».
Шванк несколько примитивен и лубочен, его реализм сильно ограничен возможностями средневекового развития, комизм грубоват, но не случайно его плебейский задор и непринужденность повествовательного тона получили дальнейшее развитие в новеллах Возрождения,
Зачем вставать в глухую рань? Ты лучше попозднее встань. Со сна забудь надеть камзол И нагишом садись за стол. К чему приветствовать родню? Еще успеется на дню. Наешься лучше до отвала,
Чтоб за ушами затрещало. Набей себе плотнее брюхо Для бодрости и силы духа! Хороший тон и поведенье Испортят враз пищеваренье К чему манеры, тонкий вкус? Живи себе не дуя в ус!
Подъем городской культуры ХП-ХШ вв. обусловил развитие «животного) эпоса, в основе которого лежали народные сказки о животных и греко-римская басенная традиция. Наиболее известным эпическим циклом является французский «Роман о лисе», где в иносказательной форме изображается жизнь средневековой Европы. Основная тема романа - успешная борьба лиса Ренара, олицетворяющего находчивость, ловкость и лукавство, с тупым, кровожадным волком.
|
|
В многочисленных эпизодах, имеющих место то в королевском дворце, то монастыре, то в рыцарском замке, лис Ренар, выражающий интересы поднимающегося третьего сословия, торжествует над крупными хищниками, олицетворяющими феодально-клерикальные круги. Но когда Ренар сам превращается в хищника и посягает на жизнь «меньшой братии» (синиц, кур, зайцев), удача его покидает. Лежащая в основе этого демократического по сути романа народная мудрость
осуждает алчность, кровожадность и несправедливость, какими бы личинами они ни прикрывались.
«Роман о лисе» имел огромный успех, вызвал ряд подражаний (так, в Германии возник немецкий вариант животного -поэма «Рейнеке-лис»), и недаром видный клирик Бернар Клервоский жаловался на то, что монахи читают побасенки о Рена-ре охотнее, чем Библию.
Спасение благочестивого. Прорись скульптурного декора капители в соборе Нотр-Дам. Страсбург |
Любопытным явлением и типичным для средневековой «народной» литературы представляется нравоучительный «пример-проповедь» (exempla), сопровождающийся обычно толкованием - «моралите», где разъяснялся скрытый подтекст проповеди. Это был предельно короткий рассказ с минимальным числом действующих лиц, но он нес колоссальную смысловую нагрузку. Такие «примеры-проповеди» важны потому, что именно они стали непосредственным об-р азцом определенного типамышления, той духовной почвой, на которой произрастали высшие достижения средневековой культуры. Проповедник излагал в них достоверные события, правду, какой он ее воспринимал. Так же воспринимала ее и паства, поскольку для людей того времени самые фантастические персонажи и ситуации принимались как неотъемлемая составная их повседневной жизни.
Событие, рассказанное в «примере», являлось результатом соприкосновения земного мира, где фигурировали монах, крестьянин, рыцарь, бюргер и тому подобные персонажи с потусторонним, представителями которого были Христос, Богоматерь, святые, умершие, сохраняющие связи с миром живых и заинтересованные в его делах, бесы и даже сам Сатана.
Широкой популярностью пользовался рассказ о живописце, работавшем над изображением святой Девы и дьявола. Богоматерь он писал с особым благочестием и старался изобразить как можно более прекрасной, дьявола же - по возможности более уродливым. Однажды, когда живописец стоял на помосте в церкви, явился черт и потребовал, чтобы художник прекратил оскорблять его, делая таким безобразным. Получив отказ, дьявол разрушил помост. Падение с большой высоты наверняка стоило бы мастеру жизни, но он успел призвать на помощь святую Деву, и написанное изображение протянуло руку и поддерживало его до тех пор, пока не пришли на помощь.
В то же время это соприкосновение миров влечет за собой чрезвычайные по следствия. Событие, упоминаемое «примером», обычно изображает поворотный, переломный пункт в жизни человека или его кончину.
Непременно в основе фабулы лежало недавнее происшествие, свидетелем которого был либо сам повествователь, либо лица, к которым можно было обратиться. Естественно, что в среде необразованных прихожан, живущих в условиях Устной культуры, ссылка на живого свидетеля представляла особую ценность.
Популярность «примеров-проповедей» была столь велика, что художники, резчики, скульпторы, иллюминаторы1 книг, мастера витражей использовали их жесты, персонажей в своих произведениях: в «примерах» фигурирует нечистая сила в скульптурном церковном декоре то и дело встречаются гротескные фигуры чертей. Но дело не сводилось к простому заимствованию мотивов, сходство их обусловливалось общей для писателей и художников ментальностью. И те и другие принадлежали к одной социальной среде и культивировали бытовавший в ней фольклор. Если скульптурные изображения в соборе называли «Библией для неграмотных» или «Библией в камне», то «примеры» с полным основанием именовали «Библией повседневной жизни» или «Библией расхожей культуры».
|
|
Особым явлением литературы Средних веков представляется поэзия бродячих школяров - вагантов, встречаемых в Германии, Франции, Англии, Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов, так же как и многих литературных жанров, о которых шла речь выше, связан с подъемом городов и ростом числа школ и университетов. Ваганты сочиняли свои песни на латыни. В Средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности. Занятия в университетах, монастырских и городских школах велись на латинском языке. Это давало возможность школярам, бродя из одной страны в другую, перебираться из одного университета в другой. Встречались среди вагантов также представители низшего духовенства. Поднимая вагантов над массой «профанов», латинский язык приобщал их к духовной элите Средневековья
В то же время на социальной иерархической лестнице они занимали самые низшие ступени, что сближало их с демократическими слоями и получило отражение в их поэзии. Они резко сатирически отзывались о церковниках, называя их волками в овечьей шкуре, сравнивали церковь с продажной блудницей, папский Рим - с грязным рынком:
Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны Полон он, и скверною все полно безмерной. Ибо заразительно веянье порока, И от почвы гнилостной быть не может прока...
|
|
Рим и всех и каждого грабит безобразно; Пресвятая курия - это рынок грязный! Там права сенаторов продают открыто, Там всего добьешься ты при мошне набитой...
Алчность желчная царит в Риме, как и в мире: Не о мире мыслит клир, а о жирном пире. Не алтарь в чести, а ларь там, где ждут подарка, И серебряную чтят марку вместо Марка...
К папе ты направился? Ну, так знай заране: Ты ни с чем воротишься, если пусты длани. Кто пред ним с даянием появился малым, Взором удостоен он будет очень вялым.
Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствует цапствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае: Помни это всякий раз, к папе подступая...
Эти резкие выпады против князей церкви если и не делали вагантов воинствующими еретиками, все же свидетельствовали об их вольнодумстве. Но излюб-
1 Иллюминатор - здесь: мастер, раскрашивающий вручную гравюры, рисунки.
ленными темами их поэзии были пирушки, легкий флирт, иронические сетования на свою тяжкую долго:
Во французской стороне,
На чужой планете,
Предстоит учиться мне в университете.
До чего тоскую я - не сказать словами...
Плачьте ж, милые друзья,
Горькими слезами!
На прощание пожмем
Мы друг другу руки,
И покинет отчий дом
Мученик науки.
Вот стою, держу весло -Через миг отчалю. Сердце бедное свело Скорбью и печалью. Тихо плещется вода, Голубая лента... Вспоминайте иногда Вашего студента. Много зим и много лет Прожили мы вместе, Сохранив святой обет Верности и чести.
Слезы брызнули из глаз... Как слезам не литься? Стану я за всех за вас Господу молиться, Чтобы милостивый Бог. Силой высшей власти Вас лелеял и берег От любой напасти; Как своих детей отец Нежит да голубит, Как пастух своих овец Стережет и любит.
Ну, так будьте же всегда Живы и здоровы! Верю, день придет, когда Свидимся мы снова. Всех вас вместе соберу, Если на чужбине Я случайно не помру От своей латыни. Если не сведут с ума. Римляне и греки, Сочинившие тома Для библиотеки. Если те профессора, Что студентов учат, Горемыку школяра Насмерть не замучат. Если насмерть не упьюсь На хмельной пирушке, Обязательно вернусь К вам, друзья, подружки!
Вот и все! Прости-прощай, Разлюбезный швабский край! Захотел твой житель Увидать науки свет!.. Здравствуй, университет, Мудрости обитель! Здравствуй, разума чертог! Пусть вступлю на твой порог С видом удрученным, Но пройдет ученья срок, -Стану сам ученым. Мыслью сделаюсь крылат В гордых этих стенах, Чтоб отрыть заветный клад Знаний драгоценных.
Озорство вагантов, их богохульства и чувственный натурализм были в некотором отношении здоровойреакцией на аскезу Средневековья. Такойже антиаскетической реакцией было и карнавальное веселье, являвшееся для народа отдушиной в жизни, полной бесконечных ограничений. Карнавальные шествия сложились как продолжение театрализованных представлений, которые разыгрывались в лицах в церквах во время рождественского богослужения. Из церкви они выплескивались на улицу, принимая характер импровизированных выступлений, героями которых были Адам и Ева, ветхозаветные пророки, Богоматерь, Теофил. Со временем с театральных подмостков, устанавливавшихся прямо на соборной паперти и на площадях, стали разыгрывать сценки из повседневной жизни, рассказывающие о семейных отношениях, о плутнях в суде, о проделках попов.
Народная смеховая культура с ее грубой скабрезностью и шутовством преобразилась в сатиру и породила наиболее устойчивый жанр эпохи - фарс. При этом грубый комизм с присущим ему надругательством и издевательством - испытанное оружие фарса - обусловил такие структурные особенности жанра, как комическое
преувеличение и буффонные сцены. Наиболее популярным был фарс «Господин Пьер Пателен», обличавший судейских, а выведенная в нем фигура пройдохи-крючкотвора Пателена, который говорит о себе:
«Я самый хитрый бедокур,
Пройдоха, ярмарочный плут,
Что обманул бы Страшный суд...» -
приобрела столь большую популярность, что вызвала создание ряда фарсов, изображающих другие проделки того же героя, имя которого стало нарицательным.
Последним представителем поэзии городского сословия, разрушившим царство аристократической куртуазии и с беспощадным реализмом показавшим шумный мир городской жизни с ее плебейским задором, мрачными углами и разгулом кабака, был ФрансуаМонкорбъе, по прозвищу Вийон (1431 или 1432 -?).
Его стихотворения - это крик человека, истерзанного превратностями судьбы и всевозможными злоключениями:
Да внидет в рай его душа! Он столько горя перенес, Голее камня-голыша, Не накопил он ни гроша И умер, как бездомный пес... Да внидет в рай его душа! Порой на Господа греша, Взывал он: «Где же ты, Христос?» Пинки под зад, тычки под нос Всю жизнь, а счастья - ни шиша! Да внидет в рай его душа!
Вийон часто говорил о власти смерти, о быстротечности всего земного, о бренности человека, однако он менее всего был аскетом и праведником. Его привлекали все соблазны греховного мира: женская любовь, сытная пища, пьянящее вино, о чем он с присущим ему гротескным сарказмом писал в своих стихах и балладах.
В его творчестве очень сильным является наследие народной смеховой культуры, этого демократического компонента поздней готики. Но именно глубокий лиризм Вийона обеспечил ему роль предшественника поэтов эпохи Возрождения.
* * #
В Средние века впервые в истории искусство формировалось и развивалось в рамках единого для всех народов Европы христианского мировоззрения. И в связи с этим одной из главных особенностей средневекового искусства является его глубокий мистический, религиозный характер, обусловивший появление сложной символики художественных образов.
Средние века стали временем зарождения общеевропейского архитектурного стиля - сначала романского, затем готического.
Свойственное средневековому мышлению стремление обнаружить «соответствие» видимых материальных форм духовным идеям нашло отражение в грандиозных христианских готических храмах, представляющих собой модель мира, устремленного к Богу.
Интерес к внутреннему миру человека, противопоставление духовного начала телесному, его приоритет исказили восприимчивость к красоте реальных форм и
разрушили характерное для античной культуры представление о телесной гармонии. Именно религиозный аскетизм обусловил создание идеала, во всем противоположного античному: все материальное теперь считалось греховным и недостойным изображения, образы приобрели крайне деформированную, экзальтированную форму.
В Средние века возникли лирическая поэзия и музыка, стали культивироваться идеалы духовной любви. Получило развитие светское куртуазное искусство, отражающее понятия рыцарской доблести, чести, уважения к женщине. Появились новые жанры литературы.
Культура Средних веков представляет собой сложное и многостороннее сочетание церковной и простонародной культуры. В силу этого содержание произведений искусства той эпохи отличается значительным разнообразием и охватывает широкий круг образов и идей,
В целом средневековое искусство с его пониманием красоты как высшего Божественного блага, распространяющегося на весь материальный мир с его грехами, заблуждениями и несовершенством, явилось той почвой, на которой выросло искусство Возрождения.
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ
В Средние века средоточием культуры, в том числе и художественной, были феодальный замок, храм и монастырь. Но с течением времени жизнь изменялась: возникали города, в них мануфактуры, развивался торговый обмен. Новые условия жизни породили и новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие, противостоящее господствующему религиозному. Если христианская средневековая мораль предписывала человеку уповать на райскую жизнь вне земных пределов, то новое мировоззрение утверждало право человека на счастье в его земном бытии, причем под счастьем понималось его право на свободное развитие и проявление всех природных задатков, стремление к знаниям и к свободному творчеству.
Художники стали искать божественную красоту не на небе, а на земле, стремясь понять божественное через земное. Образцом для творчества они избрали античность, противопоставив ее готике. Вместо Священного Писания начали изучать сочинения античных авторов, в первую очередь произведения великого греческого мыслителя Платона. По инициативе банкира Козимо деи Медичи, некоронованного правителя Флоренции, была открыта Платоновская академия -собрание любителей и знатоков греческой философии.
Возрождая античные формы, художники утверждали при этом нравственную и эстетическую ценность личности.
Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения новой эпохи. Место человека в мире очень точно обозначил итальянский философ и гуманист того времени Пико делла Мирандола, который говорил, что в центр мироздания он ставит человека, чтобы оттуда ему было удобно обозревать все, что есть в мире. Человек, созданный по «образу и подобию Божьему», способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой и литературы, и живописи, и скульптуры. Сложился тот комплекс культуры, который принято называть Ренессансом, или Возрождением. Это французское название переломной исторической эпохи в развитии итальянского, а затем и всего европейского искусства XV-XVI вв. Термин «Возрождение» впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Возрождением он назвал деятельность итальянских художников, противопоставивших эстетический античный идеал средневековому готическому. Эстетика итальянского Возрождения опиралась на те принципы красоты, которые были сформулированы выдающимся философом и богословом Фомой Аквинским. Согласно его теории, Божественная премудрость распространялась на все вокруг.
Художественная культура Возрождения открыла не только человека, но и тот реальный мир, в котором он жил. Природа и вещный мир уже изображались в позднем готическом искусстве. Однако художники Ренессанса не только воспроизводили натуру, они ее изучали и устанавливали определенные закономерности. Художественное видение мира сочеталось у них с научным, преимущественно математическим, взглядом на вещи. Крупнейший теоретик искусства Л. Б. Альберта в своих сочинениях о живописи, скульптуре и архитектуре подчеркивал, что математика является основой правильного отображения действительности. Важнейшим достижением стало открытие перспективы, полностью изменившее
видение мира. Это чисто техническое средство организации пространства на плоскости определило точку зрения, с которой воспринималось все изображенное в живописной композиции.
Искусство Возрождения стремилось к рационализму, к научному взгляду на вещи, к реализации принципа - «подражать природе». При этом не забывали и о красоте, ибо, по словам Альберти, в живописи изящество не только приятно, но и необходимо, и искусство теряет смысл, если оно лишено эстетической прелести.
Становление и развитие ренессансной культуры являлось процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше, чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью. Итальянское искусство Возрождения прошло несколько этапов. В искусствознании по традиции широко применяются итальянские наименования тех этапов-столетий, каждое из которых представляет определенную веху эволюции ренессансного искусства. Так, XIII в. именуется дученто (буквально - двухсотые), XIV в. - треченто (трехсотые), XV в. - кватроченто (четырехсотые), XVI в. - чинквиченто (пятисотые).
Первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе, наметившиеся во второй половине XIII в., своего рода «предвозрождение», получили название Проторенессанс.
Ему на смену в начале XIV столетия пришла волна готического искусства -эпоха треченто, расцвет которой охватывает последние две трети XIV в.
К началу XV в. относится ранний этап искусства Возрождения, обычно обозначаемый как кватроченто, или раннее Возрождение.
Своей полной завершенности оно достигло к концу XV-началу XVI в. Этот период наивысшего расцвета, длившийся всего тридцать-сорок лет, называют Высоким, или классическим, Возрождением.
Последние две трети XVI столетия, ознаменованные усилением феодальной реакции и наступлением контрреформации, именуют периодом позднего Возрождения.