Доверие

«Тебе, Господи, вверяюсь я». Псалм 31:1

Тимус укрепляется также при тестировании, когда мы говорим: «Я доверяю». Вайклиф писал: «Вверяйся Богу всем сердцем». Доверие происходит от ИЕ корня deru, который означает: быть твердым, устойчивым, преданным. В староанглийском языке это слово превратилось в theow, означавшее верность, преданность, и именно от него ведут свой род современные слова true (правдивый, верный) и tree (дерево). От него произошло и старое норвежское слово trost, означавшее надежность, безопасность, и уже от него произошло наше слово trust (доверие).

По истории слова мы можем видеть, в чем состоят основы понятий доверия, правды, постоянства и характеристики «древесный»18, то есть, всегда находящийся на месте, постоянный, материнский. Психоаналитик Эрик Эриксон считал самую начальную стадию развития ребенка стадией борьбы первичного доверия с первичным недоверием19. Он говорит, что в самом начале жизни ребенок очень хочет полностью доверять матери, но воспринимает, что она не может с ним находиться всегда. Ему приходится осознать, что только потому, что он захотел поесть, или нуждается во внимании, мать не возникнет из воздуха автоматически. Фактически, он обнаруживает, что ее любовь несовершенна. Он узнает, что чувства матери по отношению к нему могут быть смешанными, что в ее любви всегда есть ненависть, поскольку ее тимус не всегда столь активен, как должен, или может быть, что она не всегда бывает полностью «древесной», что часть ее чувств по отношению к нему всегда негативна – когда она сердится на него, когда она считает, что ребенок излишне навязчив, и так далее. Поэтому фундаментальное, полное доверие у ребенка никогда не формируется. Всегда есть и некоторое недоверие. У некоторых детей недоверие становится сильнее доверия, и такие дети довольно часто впоследствии становятся психотиками. Эта первая стадия развития, которую мы можем назвать как «зависть против доверия», является критической. Преодоление зависти ведет к победе над недоверием и развитию истинного доверия.

И снова мы видим, насколько важна эта связь между доверием, любовью и верой даже на самых ранних стадиях жизни. Эти слова, хоть и имеют несколько различные значения, тесно взаимосвязаны и необходимы для нашего психического и физического благополучия и функционирования.

При большой любви, доверии и вере остается очень мало места (или не остается вообще) страху и ненависти. Представьте себе ребенка, рожденного в совершенной семейной атмосфере, который чувствует полную, совершенную и неразбавленную любовь своих родителей. Он никогда не будет испытывать страх. Его рождение было замечательным ощущением, а не травматическим опытом, полученным в холодной больничной палате. Что характерно, такой опыт имеем практически все мы. Во время родов мать ужасно боялась – она напрягалась, чтобы ребенок вышел, но при этом боялась отпускать его. А тут при рождении не было бы страха, как не было бы страха при его вынашивании. Его выход в мир был бы моментом полного мира, спокойствия и любви. Это – то, чему французский акушер, буддист Фредерик Лебуайе пытался научить нас. Если бы все было так, как он учил – рождение без насилия20, вынашивание в совершенной любви, то и ребенок рождался бы, зная только любовь. Он не знал бы недоверия, не знал бы сильного страха, и вырос бы нормальным человеком с сильным тимусом – и такие возможности бытия должны быть у всех рожденных в этом мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: