Межличностное общение как условие психологической близости в отношениях

Общение выступает средством и способом сокращения дистанции, установление взаимопонимания, доверия, близости между субъектами отношений. Ведущую роль при этом играет доверительное и эффективное общение, коммуникативная компетентность субъектов отношений.

Проблема доверительного общения разрабатывалась в работах В.С. Сафонова (1981), Е.А. Хорошиловой (1984). Ими были выделены два признака доверительного общения: 1) значимость доверяемой информации, 2) отношение доверия к партнеру.

Особенностью доверительного общения является обмен значимыми мыслями, чувствами на основе веры в партнера. Доверие в данном случае понимается как отношение к партнеру как к человеку, который не станет использовать значимое самораскрытие против доверившегося. Доверительное общение реализует следующие функции:

· психологическое облегчение;

· обратную связь в процессе самопознания;

· психологическое сближение, углубление взаимоотношений людей.

Как пишет В.Н. Куницына (2003) «цель межличностного неформального доверительного общения – установление психологической близости, формирование доверительных отношений, сокращение психологической дистанции» [66, с.279].

В случае нарушения доверия в общении между людьми происходит увеличение дистанции между ними, что сказывается на характере их отношений друг с другом, вплоть до возможного их прекращения.

Одним из факторов, обеспечивающих гармоничную дистанцию (соразмерную степень близости) в межличностных отношениях выступает коммуникативная компетентность субъектов отношений. Под ней понимается:

● совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения;

● ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения; проявляется в степени успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других [126].

Коммуникативная компетентность предполагает коммуникативные способности, коммуникативные умения и коммуникативные знания, которые адекватны коммуникативным задачам и достаточны для их решения [126, с.60].

Коммуникативная способность предполагает природную одаренность человека в общении, коммуникативную производительность. К числу способностей также относят непроизвольную экспрессивность (способность спонтанного кодирования). Она дает определенные преимущества в развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы (преднамеренное кодирование).

Коммуникативное знание – это представление о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, каковы их возможности и ограничения, их эффективность в отношении разных людей и разных ситуаций.

Е.В. Сидоренко предлагает следующую таблицу коммуникативных умений, влияющих на компетенцию в общении (таблица 2).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: