Англо-американская модернистская поэзия начала века. Э.Паунд и Т.С.Элиот

В межвоенное двадцатилетие вместе с прозой, драматургией идокументалистикой переживает взлет и искусство стиха. В это время творил Томас Стерн Элиот, поэт, драматург,критик, культуролог, при жизни объявленный классиком, по праву признанный ведущей фигурой англо-американской поэзииXXв. Литературоведы Англии и США оспаривают почетное право отнести Элиота к своей национальной литературе. Но, всущности, и по жизненной судьбе, потворческим устремлениям, а главное какреформатор англоязычной поэзии и критики он, безусловно, принадлежит в равной мере обеим литературам. В этом он близок к Генри Джеймсу. К нему органическиприложимо понятие«мэтр» —мастер, наставник, законодатель эстетической моды.Т. С. Элиот— художник мирового масштаба,олицетворение высокого модернизма.

В это время наряду с Т. С. Элиотом творили значительные поэты, представлявшие разнообразные художественные школы, направленияи стили. Среди нихЭ.Паунд, Э. Э. Каммингс, У. К. Уильяме и др.И, конечно же, две выдающиесяфигуры — Фрост и Сэндберг.В художественном плане они — антиподы: Сэндберг — уитменианец, урбанист, поэт-экспериментатор;Фрост — лирик, воспевающий скромнуюдеревенскую природу, склонный к философской медитации.

Имажизм.В рамках«Поэтического ренессанса»заметную рольиграл имажизм (отimage —образ) — авангардистское течениеангло-американской поэзии, возникшее в канун Первой мировой войны и оказавшееся недолговечным (1909— 1917).Его вдохновителем был Эзра Паунд, выпустивший четыре антологии поэтов-имажистов, но в дальнейшем от имажизма отошедший.Его жажда«революции слова»,стремление придать языку«энергию и заряженность»,его представление о высокой миссии поэта в обществе«глупости и пошлости», —все это было востребовано искусствомXXвекаи нашло отзвук в творчестве Т. С. Элиота, Р. Фроста, Дж. Джойса, Э.Хемингуэя.

Эстетика имажистов базировалась на теориях английского философаТ.Э.Хьюма.Имажисты требовали точности изображения и«чистоты образа».Их стилистика с ее уклоном в экспериментирование была своеобразной реакцией на описательность имедитативность английских поэтов«георгианской школы».Ее элементами были: использование просторечного языка, новых ритмов и форм, свобода в выборе тематики, предельный лаконизм.

После отхода от имажизма Э. Паунда его лидером становится Эми Лоуэлл, принадлежавшая к знаменитой семье литераторов и философов Лоуэллов.

Наиболее ярко поэтика имажизма представлена встихах Хильды Дулиттл (1886— 1961), которая подписывала свои произведенияX.Д. (Н.D.).Выйдя в1913г. замуж заизвестного английского писателя Ричарда Олдингтона, также начинавшего как поэт в рядах имажистов, Дулиттл уехала из США в Англии. (+поэтический реализм, верность классике)

Т.С. Элиота — это род культурной провокации и инструмент в борьбе с эстетическими воззрениями У. Пейтера, а также М.Ю. Ошукову (Петрозаводский государственный университет), критически подошедшему к ранней эстетике Э. Паунда. В.М. Толмачев и И.В. Кабанова в своих выступлениях подчеркнули, что модернизм был и остается англо-американским культурным проектом, который был успешно «экспортирован» (если не навязан) другим национальным литературам, что нередко искажало естественную логику литературного процесса и вело к известному «смещению ценностей».

Наиболее характерные представители американского модернизма - Эзра Паунд и Томас С. Элиот, Эдуард Э. Каммингс, чей фронтовой опыт составил книгу "Огромная камера", Генри Миллер - художники, как видим, достаточно разные. Американский модернизм отличают отчаяние и ужас перед прогрессом технократической цивилизации, порабощавшей человека, и как следствие желание построить элитарную башню для художника, противостоящего парадоксам цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: