Реализм в ХХ веке. Гуманистические, сатирические, социалистические и др. тенденции реалистической лит-ры

Реали́зм в лит-ре — правдивое изображение реальной действительности. 1-ая пол. 20 в. изобилие экспериментов в лит-ре, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм 20 в. вступает в новую стадию, кот. назыв. «авангардизм». Но самым ярким направлением становится Реализм. Наряду с тард. классич. формами реализма, в 20 в. в этом направлении исп. фантастический абсурд, поэтика сна, деформация. Реализм 20 в. отличается тем, что использует ранее несовместимые приемы. В лит-ре складывается концепция человека. Происходят открытия в области психологии – Фрейд, появляется экзистенциализм, учения марксистов. Появляется паралит-ра, т.е. массовая лит-ра. Она не является искусством, это популярная коммерческая лит-ра, кот. приносит моментальный доход. Массовое искусство является удобным средством манипулирования сознанием. Массовая культура должна находиться под контролем. Осн. темы – тема войны, соц.-полит. катастрофы, трагедия личности (трагедия личности, кот. ищет справедливости и теряет душевную гармонию), проблема веры и безверия, соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, проблемы духовного и этического.

Особенности реализма 20 в. – отказался от приоритетности принципа подражания. Р. стал использовать приемы апосредованного познания мира. В 19 в. использовали описательную форму, в 20 веке – аналитич. исследования (эффект отстранения, ирония, подтекст, гротеск, фантастическое и условное моделирование. Р. 20 в. стал активно использовать многие модернистич. приемы – поток сознания, суггестивность, абсурд. Р. становится более философичным, философия входит в лит-ру как прием глубоко проникающий в структуру произведения, а значит развивается жанр притчи (Камю, Кафка). Герои Р. тоже меняются. Человек изображается более сложным, непредсказуемым. Лит-ра Р. ставит более сложные задачи – пронинуть в сферу иррационального, в сферу подсознания, исследуя сферу инстинктов. Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 в. структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивид. сознание и оно является объектом исследования. Наряду с новыми веяниями продолжает существовать тенденция классического Р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: