Модернизм как художественная система и литературное направление. Философско-эстетические корни, этапы становления модернизма

Модернизм – общее, условное обозначение худ. явлений н. 20 в. В основе худ. идеи лежит новая концепция человека + установка на отказ от традиций, гармонических форм искусства. Иррационалистич. концепции: теория Ницше, психологизм Фрейда, теория Шопенгауэра, теория абсолютизма. Этапы становления модернизма: 1. к. 19 в. – декодентский, предмодернизм. 2. авангардизм, лирика (1910-20). Авангард. школы (символисты, футуристы - Италия, имажинисты – Элиот, Олдингтон, объективизм, кубизм, дадаизм – Зернер, Дюшан, сюрреалисты – Франция, и т.д.) Новые концепции стилей (проза): ассоциативное письмо (Пруст), поток сознания (Джойс), лит-ра абсурдизма (Кафка). 3. обновление (1930-50). Экзестенциализм – существование; лит-ра=философия, театр абсурда (Беккет, Ионеско), новый роман – сверхпсихологизм (Саррот), вещизм (Роб-Грийе). 4. становление новой эстетики (50-е), неоавангард (становление постмодерн. тенденций в виде структурализма, постструктулизма, деконструктивизма). Молодежное движ. в Америке (поп-арт, оп-ард). 5. 60-90-е.

Общие худ. черты модернизма: 1. многоликость и разнородность. 2. антитрадиционализм. 3. эстетич. антинормативизм. 4. субъективизм. 5. отказ от мимесиса (подражания). 6. природа становится не главным в лит-ре. 7. эпотаж. Отцы модернизма – Пруст, Кафка, Джойс.

Из ведущих лит-ных направлений сер. XX в. следует назвать экзистенциализм, кот. как лит-ное направление возник во Франции (Сартр, Камю). Особенностями явл.: 1. утверждение «чистого» немотивированного действия. 2. утверждение индивидуализма. 3. отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

Авангардистская лит-ра была продуктом начинающейся эпохи соц. перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании бурж. ценностей и энергичной ломке традиций. Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, кот. вытесняет объект изображения. Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. эстетич. принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации. Сюрреализм связан с творчеством франц. поэта Апполинера, кот. впервые использовал этот термин. Ведущим эстетич. принципом сюрреализма было автоматич. письмо, основывающееся на теории Фрейда. Автоматическое письмо — творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов. 3 зоны свободы: детство, грезы, интуиция. Авангардизм продолжал существовать и во Вт.пол. XX в. Дадаизм (от франц. лошадка, детский лепет) – возник в Швейцарии среди эмигрантов.

Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: