Жанровый синтез, аллюзии и реминисценции в романе П. Зюскинда «Парфюмер»

Аллю́зия (лат. allusio — намёк, шутка) — стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.

Реминисце́нция (лат. reminiscentia, воспоминание) — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему. Одним из главных методов реминисценции (по определению воспоминания) является аллюзия и ретроспекция рефлексирующего сознания.

Роман «Парфюмер» («Das Parfum») - уникальное явление в современной немецкой литературе. Выйдя из печати в 1985 году, он добился такой мировой известности, какой в немецкой литературе последними пользовались произведения Т. Манна, Г. Бёлля и Г. Грасса.

Роман Зюскинда можно без преувеличения назвать первым истинно постмодернистским немецким романом, прощанием с модерном и культом гения. По мнению Виттштока, роман является элегантно замаскированным путешествием по истории литературы. Автора интересует, прежде всего, проблема творчества, творческой индивидуальности, культ гения, который взращивался немецкими писателями со времен романтизма. Безусловно, проблема гения волновала и романтиков в Англии и Франции, и в «Парфюмере» есть аллюзии на литературные произведения этих стран. Зюскинд использует огромное количество произведений немецких, французских, английских писателей, касающихся темы гениальности, и с их же помощью критикует традиционные представления об оригинальности, исключительности творческой личности. Зюскинд вписывает свой роман в традицию культа гения, подрывая ее изнутри.

«Парфюмер» - это характерный для постмодернизма многоуровневый роман. Его жанр, как и любого другого постмодернистского произведения определить непросто, потому что границы жанров в современной литературе размыты и постоянно нарушаются. Пародии на роман воспитания, детективный, исторический романы рассыпаются в фантастическом, дионисийском финале, где иррациональное берет верх над рассудочным рецептом криминального романа.

В романе есть многослойность, и критика просвещения, представлений об оригинальности, идентичности, игра с читателем, прощание с модернистской тоской по всеохватывающему порядку, целостности, эстетическим принципам, которые противостоят хаосу действительности, и, конечно, интертекстуальность - аллюзии, цитаты, полуцитаты - и стилизация. В романе воплощены отказ от тоталитарной власти разума, от новизны, свободное обращение с прошлым, принцип развлекательности, признание вымышленности литературного произведения.

Роман соткан из аллюзий, цитат, полу цитат, тем и мотивов немецкой и не только немецкой литературы. Образ гения, идея творчества организуют повествование, а новеллы Гофмана, главным образом «Девица Скюдери», являются системой координат для ориентации читателя. Роман Зюскинда - не конгломерат цитат, а тщательно выстроенный диалог-игра как с литературной традицией, так и с читателем, точнее с его литературным багажом.

Несомненно, роман Зюскинда и его герой имеют предшественников. Это и «Король и его шут» М. Штаде, и «Глазами клоуна» Г. Бёлля, и «Жестяной барабан» Г. Грасса.

Литература стран Латинской Америки.

После второй мировой войны, завершившейся разгромом международного фашизма для стран Латинской Америки начался новый этап, который характеризовался заметным подъемом национального самосознания, стремлением преодолеть своеобразный «комплекс ученичества», все еще сохранившийся в отношении европейской культуры.

Астуриас и Карпентьер, Рульфо и Фуэнтес, Варгас Льоса и Гарсиа Маркес, Отеро Сильва и Кортасар определяют линию латиноамериканской прозы 50—60-х годов XX века. Они стремятся снять с латиноамериканской литературы унизительные обвинения в «провинциальности», «второсортности», «эстетической зависимости от давно устаревших норм. Начиная с середины XX века, речь идет о равновесии национального и общечеловеческого в латиноамериканской литературе, о преодолении одного из основных недостатков предшествующей прозы — преимущественного изображения природной и социальной среды в ущерб глубокому изображению персонажей. Существо изменений в латиноамериканской литературе сводится к тому, что она глубже зондирует внутренний мир человека и завоевывает все больше читателей, в том числе и зарубежных.

Габриэль Гарсиа Маркес - 6 марта 1927, Аракатака, Колумбия — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм». Особое влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, Франц Кафка. В 1961 году у Маркеса выходит повесть «Полковнику никто не пишет», в 1966 году — роман «Недобрый час». Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967). В 1972 году за этот роман он был удостоен Премии Ромуло Гальегоса. В 1982 году Габриель Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Борхес, Хорхе Луис

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986 года, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.

Але́хо Карпентье́р и Вальмóнт (исп. Alejo Carpentier y Valmont, 16 декабря 1904, Лозанна — 24 апреля 1980, Париж) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.

Известен романом «Царство земное». Роман — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко, с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — обозначил приход «магического реализма» в латиноамериканскую словесность. Этот феномен во многом определил в 1950–1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману. Роман «Превратности метода» (1974) — один из портретов латиноамериканского диктатора, наряду с романами «Сеньор Президент» Астуриаса, «Осень патриарха» Гарсиа Маркеса, «Я, Верховный» Роа Бастоса. Последний роман Карпентьера «Весна священная» (1978) назван по имени балета Игоря Стравинского. Роман представляет собой широкую эпопею, охватывающую события XX века, от гражданской войны в Испании до революции на Кубе.

Ху́лио Кортáсар - 26 августа, 1914 — 12 февраля, 1984) — аргентинский-французский писатель и поэт, живший и работавший преимущественно в Париже. Автор рассказов с элементами бытовой фантастики и магического реализма, а также двух сложно организованных, экспериментальных романов — «Игра в классики» и «62. Модель для сборки». В центре внимания автора — современные социальные, психологические, нравственные проблемы, речь ведется об отношении к миру и другим людям, к власти, о самостоятельности и свободе, об эгоизме и долге, доброте и любви, но зачастую это предстает в сугубо метафоризированных вариантах. Романы отличает новая, необычная манера письма, калейдоскопичность происходящего, смешение стилей, усложненные аллюзии, многослойная символика, их пронизывает экспериментаторский и игровой дух — неистощимая фантазия автора открывает простор для воображения и мысли дотошного читателя, становящегося соучастником акта творчества.

49. Японская литература XX века. Национальные мотивы и европейские традиции: Я. Кавабата, К. Абэ, К. Оэ, Мисима X. Мураками и др.

С наступлением 20-го века японская литература начинает проникать на Запад. Благодаря переводам западные читатели знакомятся с произведениями японских авторов. Произведения нового времени, наиболее часто читаемые на английском и других языках, включают "Кикё" ("Возвращение домой") Осараги Дзиро, "Кинкакудзи" ("Храм Золотого павильона") Мисима Юкио и "Тадэ куу муси" ("Кто-то предпочитает и крапиву") Танидзаки Дзюнъитиро.

В 1968 г. Япония обретает своего первого Нобелевского лауреата в области литературы - японскому писателю Кавабата Ясунари (1899-1972) присуждается Нобелевская премия за успехи в области литературного творчества. Кавабата широко известен за рубежом многочисленными переводами своих произведений, включая такие, как "Снежная страна", "Тысяча журавлей" и "Киото", "Стон горы" и другие. Его стиль пронизан стремлением к красоте, необычайным лиризмом и обостренной чувствительностью. В 1994 г. Нобелевская премия по литературе была присуждена еще одному японскому писателю - Оэ Кэндзабуро. Во все большем количестве, отражая футуристические настроения современного урбанистического общества, начинают появляться произведения японских писателей-фантастов Абэ Кобо, Комацу Сакё, Хоси Синъити и др. Расцветает жанр детективного и психологического романа, представленного произведениями таких писателей как Мацумото Сэйтё, Фукунага Такэхико, Ватанабэ Дзюнъити.

Ясунари Кавабата известен как писатель, обращавшийся в своих произведениях к национальным традициям. Однако его литературные реминисценции интересны не сами по себе, но прежде всего тем, что эстетические идеалы литературы прошлого, которые сменяли друг друга в ходе достаточно длительного литературного процесса, в произведениях этого писателя сосуществуют в едином художественном времени и пространстве, органически сочетаясь и дополняя друг друга. Это составляет особую специфику литературы Кавабаты, остающейся, при постоянных обращениях к прошлому, к традиции, литературой вполне современной и чуждой какому-либо эпигонству. Раскрытию указанных особенностей этой литературы и посвящена предлагаемая вниманию читателей статья. Я.Кавабата (1899—1972), один из крупнейших писателей современной Японии, лауреат Нобелевской премии, особенно известен приверженностью к национальной классике. Эта приверженность нередко абсолютизируется, и многие критики считают его творчество как бы обращенным в прошлое. Однако более близки к истине другие критики, относящие наследие Кавабаты к современной лирической прозе. Традиции прошлого действительно играют важную роль в творчестве писателя, определяя творческую манеру повествования, придавая особую окраску художественному миру и атмосфере его произведений. В то же время в них отражается жизнь современных людей с характерными для них проблемами и душевным складом.

Все мысли и рассуждения в речи Ясунари Кавабаты — это мысли о наследии, которое для него неотделимо от современной жизни и сливается с ней как «среда обитания» его души. В речи, озаглавленной им «Красотой Японии рожденный», не упоминалось о Японии наших дней. Создавалось ощущение герметичности его мира — красивого, утонченного, почти нереального. Весь подтекст речи — противопоставление Японии западному миру и его ценностям, этическим и эстетическим. В заключение он прямо говорил о том, что «различны основы наших душевных устройств». Это было сказано в 1968 г. в Стокгольме, но хотя он произносил это как бы от лица всей нации, вряд ли многие его соотечественники разделяли его взгляд на Японию как страну, все еще живущую идеалами далекого прошлого, которые Кавабата ощущал как вневременные, не связанные с конкретным историческим моментом.

Ко́бо А́бэ 7 марта 1924, Кита, Токио, Японская империя — 22 января 1993, Токио, Япония) — выдающийся японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахарой были сняты кинофильмы.

Кэндзабуро Оэ 31 января 1935) — современный японский писатель-гуманист, автор нескольких десятков романов и повестей, циклов рассказов и многочисленных эссе. В своих сочинениях Кэндзабуро Оэ пытается преодолеть достигшие, по его мнению, своего апофеоза во Второй мировой войне нигилизм, безответственность и отчуждённость современного человека. Для творчества писателя характерны глобальный масштаб, эсхатологические мотивы, озабоченность природой насилия, подчёркивание маргинального и поиск адекватного современности трансцендентного в коллективной сущности человека и естественном жизненном укладе.

Юкио Мисима 14 января 1925, Токио — 25 ноября 1970, Токио) — японский писатель и драматург. Яркий представитель второй волны послевоенной японской литературы, продолжатель традиций японского эстетизма. Трижды номинировался на Нобелевскую премию, считается одним из наиболее значительных японских писателей второй половины ХХ века. В 1988 году в память о писателе издательством «Синтёся» была учреждена премия имени Юкио Мисимы.

Харуки Мураками 12 января 1949, Киото) — японский писатель и переводчик. «Слушай песню ветра», «Норвежский лес», «Охота на овец», «Хроники заводной птицы» - самые известные произведения. (см. шпору 50J

50. Массовое сознание и массовая литература ХХ века (С. Кинг, П. Коэльо, Д. Браун, Х. Мураками и др.). Феномен детской литературы; кино и анимация.

Массовое сознание — практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.

X. Мураками самый экстравагантный - по мнению критиков и читающей публики всего мира - из ныне творящих японских писателей. Возможно, именно Мураками наконец удалось соединить в своих романах Восток и Запад, философию дзэн и джазовую импровизацию. Мураками (р. 1949) родился в семье учителя японского языка, однако вопреки влиянию отца увлекся американской культурой и литературой — читал Фицджеральда, Хэмингуэя, Кинга и других. В апреле 1974 г. он пишет свое первое произведение — повесть «Послушай песнь ветра». Повесть получила премию журнала «Гундзо» для молодых литераторов. Это произведение, а также написанная позже повесть «Пинболл 1973 года» и два романа — «В погоне за овцой» и «Танцы, танцы, танцы» — составили тетралогию, объединенную общим героем. Результатом путешествий по Греции, Италии и другим странам Европы стало написание романа «Норвежский лес», после чего Мураками Харуки поселился в США, где прожил с 1991-го по 95 г. В своем творчестве Мураками сочетает жанры научной фантастики и детектива, мистерии и антиутопии. Роман «Конец света и бесчувственная страна чудес» представляет собой антиутопию, затрагивающую злободневные проблемы современности. Последним монументальным произведением Мураками Харуки стал роман «Хроники птицы-предвестницы», вышедший в Японии в трех томах. Произведение начинается в жанре мистического триллера с примесью эротики, однако по мере чтения начинает восприниматься как детектив в лучших традициях американской прозы с явным уклоном в сторону политического детектива.

Бразилец Пауло Коэльо - один из самых незаурядных писателей в мире. С 1988 года, с момента выхода знаменитого "Алхимика", его романы, переведенные на 52 языка, входят в разряд культовых и на сегодняшний день уже продано более тридцати пяти миллионов книг в 140 странах мира.

«Алхимик» — лучшее из произведений Коэльо и одна из достойнейших книг последнего времени. Это не детская сказочка про блаженного пастушка, а очень серьезная книга о том, как быть личностью, добиваться воплощения своей мечты, о той внутренней силе, добре и любви, которые заложены в каждом из нас, и о которых мы предпочитаем не вспоминать, полагаясь на силу и любовь других людей. И заслуга автора именно в том, что он сумел преподнести сложные и тонкие вещи в такой легкой, красивой форме. «Имеющий уши, да услышит».

Сти́вен Э́двин Кинг — американский писатель, работающий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастика, фэнтези, мистика, драма; получил прозвище — «Король ужасов». Продано более 350 миллионов экземпляров его книг, по которым были сняты ряд художественных фильмов, телевизионных постановок, а также нарисованы комиксы. Кинг опубликовал 50 романов, в том числе 7 под псевдонимом Ричард Бахман, и 5 научно-популярных книг. Он написал около двух сотен рассказов, большинство из которых были собраны в девять авторских сборников.

Дэн Бра́ун (англ. Dan Brown; 2 июня 1964 года, Эксетер (англ.)русск., штат Нью-Гэмпшир, США) — американский писатель, журналист, музыкант. Из-под его пера вышли такие знаменитые произведения, как «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны», рассказывающие о тайных обществах, символике, заговорах. Его роман «Цифровая крепость» раскрывает тайны криптографии и Агентства национальной безопасности США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: