Специфические черты культурного сознания в XX веке. Периодизация лит-ры XX века

БИЛЕТ 1

В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:
1)1917—1945гг.
2)после1945г. (постмодернизм)

Условная периодизация:

1910-32 – экспрессионизм, 1917-39 – авангардизм, 1950-60 – неоавангардизм, 1970-80 – постмодернизм.

Главные черты: - Изменение политической карты мира. Крушение старых идеалов. Распространение представлений о закате цивилизации (О. Шпенглер и др.) и их влияние на социокультурную ситуацию.

Оптимистическая вера в быструю реализацию социалистических идеалов. Анархическое бунтарство, проповедь разрушения старого искусства, призывы к созданию нового. Крайний скептицизм, представление о мире как о царстве абсурда, о художнике слова - как хроникёре и интерпретаторе абсурда. "Национальная идея" и "классовая идея" в искусстве ряда стран.

Сложность и противоречивость XX в. как особой эпохи в истории человечества. Огромные надежды и разочарования, грандиозность социальных экспериментов, рост благосостояния развитых стран, прогресс науки и техники. Вместе с тем - развитие устрашающих вооружений, приближение к ядерной катастрофе, экологический кризис, мировые войны и множество локальных конфликтов.

Воздействие эпохи на литературу, отражение ею противоречивых обстоятельств времени. Политизация и деполитизация в литературе и искусстве. Воздействие ускорения темпа жизни человека на художественную словесность. Коммерциализация искусства. Аудивизуальные средства и литература. Реализм и модернизм как основные направления в литературе XX в.

Экзистенциальная проблематика во французской литературе. Происхождение и основные источники экзистенциалистской философии. Философские идеи и художественное творчество А. Камю. "Миф о Сизифе" как манифест атеистического экзистенциализма. Роман "Посторонний": художественное своеобразие и особенности поэтики. Мерсо - экзистенциалистский отчуждённый герой, его "естественность" и противопоставленность обществу, привыкшему к лишенному смысла ритуалу и фальши.

Эволюция отношения к модернизму в отечественном литературоведении и его восприятие сегодня. Термины "декаданс", "модернизм", "авангардизм", "неоавангардизм", "постмодернизм" и соотношение между ними. Соотношение категорий формы и содержания в модернистской литературе (формализм). Проблема отражения объективных свойств мира в субъективной ткани модер-нистского искусства (субъективизм). Абсурдистский тип мировосприятия, концепция абсурдного мира. Многовариантность модернистской литературы, течения внутри модернизма.

Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.
Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.

Для описания нового гипотетического социального порядка придумано немало терминов — информационное общество, общество услуг, общество знаний. Ощущение выхода за пределы прежних форм индустриального развития побудило многих исследователей вводить термины с добавлением приставки пост («после»). Появление постмодернизма связывается с ощущением изжитости основных принципов на которых базировалась западная цивилизация. Переход к эпохе "постмодерн" не является каким-то радикальным, чётко обозначенным хронологически событием. Растянутое во времени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается вплоть до сегодняшних дней.
2. Мифологические и библейские параллели в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»

«Сто лет одиночества» - апогей творческого мастерства Маркеса. К тому времени, когда роман был выдан впервые, его автор прожил без малого сорок лет, и накопил огромный багаж жизненного опыта, который он и воплотил в романе.

Для романа «Сто лет одиночества» характерны размытость граней пространства, времени, реальности и фантазии. Роман пропитан магией и волшебством, алхимией и фантастикой, пророчествами и гаданиями, предсказаньями и загадками… казалась бы добрая сказка… но есть проблема, которую не могут решить герои романа, – одиночество.

Одиночество – наследственная черта, семейный знак и «проклятье» рода Буэндиа, но мы видим, что члены семьи запираются в своем одиночестве не сразу, а в результате разнообразных жизненных ситуаций. Боязнь мести, безумие, любовь, война…- вот далеко не все причины их одиночества.

На протяжении романа перед нашими глазами проходит жизнь шести поколений семейства Буэндиа. Жизнь которых показана не полностью, а фрагментами. Маркес акцентирует внимание на каждой ступени деградации общества, на каждом мгновенье обесцененного, бездуховного и в принципе бессмысленного существования человека.

Маркес выводит наружу все пороки рода человеческого, но не показывает пути их решения… Писатель сознательно оставляет много белых пятен в истории Макондо – дает читателю пространство для размышления и рассуждения, заставляет его думать.

Несмотря на важность и глубину поднимаемых автором вопросов, в романе преобладает ирония и сказка. «Сто лет одиночества» - это в первую очередь философская сказка о том, как нам надо жить на нашей планете повергнутой в одиночество Вселенной. Это притча о абсолютно реальной жизни наполненной чудесами, которые человек разучился видеть из-за своих «очков обыденности».

Гениальное соединение сказки и романа, мифа и притчи, пророчества и глубокой философии – это одна из составляющих которые принесли Маркесу всемирную славу титана мировой литературы и Нобелевскую премию.

Его роман – это новая Библия. В которой показаны все людские грехи и проступки. Это приговор творца за совершенные безумства, за годы греховности и безнравственности, за все сотворенное ради наживы. И этот приговор звучит так: «…тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: