Концепция игры в литературе XX века (Г. Белль «Бильярд в половине десятого», Г. Гессе «Игра в бисер», Х. Кортасар «Игра в классики»)

Исходит от Канта и продолжена Шиллером и йенскими романтиками традиция истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Немаловажную функцию в реализации игрового начала выполняют идеалы социальной жизни, определяющие духовную жизнь общества. В определенные моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации высшего социального сюжета, социально-нравственной идеи. Общественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью мечты, фантазии, утопич. представлений и могут быть выраж. лишь в игр. пространстве культуры.

«Игра в бисер»— последний и главный роман немецко-швейцарского писателя Германа Гессе, над которым он работал с 1931 по 1942 год. Главный герой книги — Йозеф Кнехт. Его титул — Мастер игры (лат. Magister Ludi). Термин Magister Ludi — это каламбур: 'ludus' на латинском языке может означать как «игра», так и «школа». Таким образом, Magister Ludi может означать как «Мастер игры», так и «школьный учитель». Язык «Игры в бисер» — кульминация комбинации музыки и математики. Роман Гессе — это философское эссе, замаскированное под сюрреалистический роман.

По своей природе «Игра в бисер» — загадка, с которой Гессе предложил «поиграть» потомкам-читателям. В романе не приводится точного описания правил игры. Они настолько сложны, что наглядно представить их практически невозможно. Скорее всего, речь идет о некоем абстрактном синтезе всякого рода науки и искусства. Цель игры состоит в том, чтобы найти глубинную связь между предметами, которые относятся к совершенно разным на первый взгляд областям науки и искусства, а также выявить их теоретическое сходство. Например, концерт Баха представляется в виде математической формулы. Название игры происходит от игровых костей, которые были похожи на костяшки счётов или на камни, которые используются для игры в го (в связи с чем, любители игры го считают, что го — прототип игры в бисер Гессе). Во времена, описываемые в романе, игровые кости уже не использовались, так как считались излишними. Игра проходила в виде высказывания абстрактных формул. «Хорошая партия» являлась результатом проявления высокого музыкального класса и математической элегантности игроков. Новая идея — идея Гессе — определение особого статуса разновидности игры «что на что похоже», которая постоянно описывается, но не приводится по существу, так как это игра будущего (и предполагает интерактивность): иллюстрация идеи сопряженности (и вовлечённости) — искусство как бесконечная игра взаимнобездонного творчества.

«Игра в классики» (исп. Rayuela) — экспериментальный роман аргентинского писателя Хулио Кортасара, написанный в 1963 году. Считается самым известным произведением писателя и заметным образцом постмодернистской литературы.Роман отличается необычной структурой. Согласно предисловию, оставленному самим писателем, в книге заключается сразу «много книг», однако, как минимум, Кортасар предлагает две техники чтения: обычную, в которую входят первые две части романа — «По ту сторону» и «По эту сторону» и в которых завершается основной сюжет, и чтение по специальной схеме, согласно которой, следует также читать главы из части «С других сторон». Порядок, в котором следует читать книгу, установлен самим писателем — ему можно следовать с помощью схемы или указателей в конце каждой главы. В схему попадают все главы романа, кроме предпоследней, 55-й. Главный герой романа — Орасио Оливейра — предается размышлениям о подноготной своего существования и сложных взаимоотношениях с окружающим миром. Катализатором его размышлений служит общение со знакомыми: возлюбленной из Парижа по имени Мага, парижским «Клубом» интеллектуалов и аргентинскими друзьями Тревелером и Талитой. В романе «Бильярд в половине десятого» изображен один день из жизни семьи архитекторов Фемелей. Это день подведения итогов, день решений, а сами эти решения - итог многих и долгих жизненных испытаний, ударов, разочарований. Бёлль не идет по пути постепенного и последовательного рассказа от прошлого к настоящему. Его задача - не просто повествование о событиях, а их показ и анализ, анализ взаимосвязи между вчера и сегодня ради попытки заглянуть в завтра. Вот почему роман, фабульные события которого укладываются в один день, вбирает в себя историю четырех поколений одной семьи и четырех же этапов немецкой истории; первая мировая война - республика - годы господства нацизма - послевоенные годы в Западной Германии. Герои Бёлля перебирают в памяти свое прошлое. Из его переоценки вырастает отрицание настоящего. Роман назван «Партия в бильярд в половине десятого», видимо, потому, что те 30 минут, которые Генрих Фемель тратил каждое утро на, казалось бы, бессмысленную игру в бильярд с самим собой, и были минутами такого осознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: