Информационные материалы для изучения

Учебный модуль № 5 «Теории личности в западной психологии»

«Некоторые теории основаны главным образом на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках доведённых до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые не столько стараются сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать её осмысленной»

Г.Олпорт

Содержанием данного учебного модуля является презентация главных теоретических подходов к личности в западной психологии. Основная цель изучения теорий – это понимание уникальности и сложности функционирования целостного человека в реальном мире. Слушатели имеют возможность не только открыть для себя ту конкретную теорию личности, которая обретёт для них личностный смысл, но и критически оценивать то, что они узнают. Понимание различий между взглядами теоретиков и их концепциями обеспечит слушателям более полное представление о применении теорий в практической деятельности психолога.

Информационные материалы для изучения.

Феномен личности в психологии проявляется настолько многообразно и разностороннее, а учёные обращаются к нему в контекстах таких различных, что, наверно, всегда будет существовать целый ряд теорий личности, если не альтернативных, то дополняющих друг друга. Теории различны, прежде всего, по тем вопросам, которые ставит перед собой учёные, работающие в их русле. Вопросы эти продиктованы потребностями общественной практики, социальным заказом общества и закономерностями развития научного знания. Однако существуют теории, которые имеют значительное влияние и большое количество сторонников. Наиболее популярными длительное время в психологии личности на Западе были три направления: психоаналитическое, бихевиориальное, гуманистическое. Сегодня большинство специалистов по психологии личности не станут заявлять о себе как о «чистых» приверженцах какого -либо их трёх названных подходов. Причина в том, что большинство современных специалистов по теории личности стали более «когнитивными». Фактически современные экспериментальные исследования по психологии личности отталкиваются от когнитивной парадигмы. Психология личности на Западе стремится: а) описать и объяснить индивидуальные различия; б) объединить процессы, которые могут влиять на взаимодействие индивида с окружением, в интегрированное представление о человеке.

Психодинамическое направление. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Психоаналитическая теория представляет собой неиссякаемый источник концепций, касающихся личности. Первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы З. Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Становление взглядов Зигмунда Фрейда прошло два основных этапа: на первом этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трёх её сферах – сознание, предсознание и бессознательное. На втором этапе, с 1920 г. психоанализ приобретает окончательную форму и превращается в учение о личности. Согласно этой теории, личность человека относительно неизменна. Она определяется в основном врождёнными потребностями и событиями, происшедшими в его окружении в течение первых пяти лет жизни. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «Ид», содержащего врождённые бессознательные инстинкты (инстинкт смерти и инстинкт жизни), а также вытесненные желания и влечения; «Эго», образующегося под влиянием внешнего мира, находится под двусторонним давлением «ид» и «Супер-эго»; «Супер - эго» содержит систему идеалов, норм и запретов и складывается в индивидуальном опыте путём идентификации с «Супер - эго» родителей и близких взрослых. В процессе этой идентификации у детей формируется Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребёнок к объекту идентификации. З. Фрейд подчёркивал, что между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие. Инстинкты, содержащиеся в «Ид» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые невозможно удовлетворить в соответствии с нормами общества, а «Супер –эго», в содержание которого входит совесть, предупреждает о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения общественных норм. Таким образом «Эго» становится ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Ид» и «Супер-эго». Такое состояние внутриличностного конфликта и тревоги, в котором постоянно находится человек требует разрешения. Защитные механизмы помогают человеку избавиться от тревоги (или хотя бы уменьшить ее) и предотвратить (или смягчить) конфликт между «Ид» и «Супер-эго». Защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и 2) они искажают, отрицают восприятие реальности. З. Фрейд выделил несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация.

Самая важная часть психоаналитической теории связана с развитием и она основывается на двух предпосылках: первая генетическая предпосылка делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности; вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с опредёленным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма. З. Фрейд выделил следующие стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Закономерностью развития либидо является и появление нарциссизма. Для Фрейда нарциссизм – это скорее личностное свойство, проявляющееся в отсутствии потребности любить другого и быть любимым. Психоаналитическая теория впоследствии была модифицирована другими психологами (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливен и др.). Для истории психоанализа характерно как широкое распространение его идей в области теории и практики, так и не прекращающиеся до настоящего времени попытки ревизии.

Аналитическая психология - одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и культурологом Карлом Густавом Юнгом. В центре аналитической психологии находится учение о бессознательном, которому К. Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека. К. Юнг выдвинул иную, чем у З. Фрейда концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного он выделяет ещё коллективное бессознательное, которое толкует как «осадок» в психике человеческого опыта, полученный в ходе биологической эволюции и культурно-исторического развития. В качестве единицы коллективного бессознательного К. Юнг выдвигает понятие «архетип» - врождённые установки к избирательному восприятию, переживанию, и возможности некоторой формы поведения по отношению к определённым стимулам. Архетипы обнаруживаются в сказках, сновидениях, мифах, суевериях. Архетипы могут быть представлены в имеющихся у человека образах людей, демонов, животных, природных сил или предметов. Во всех этих случаях доказательством того, что это часть именно коллективного бессознательного, служит универсальность образов для разных культур прошлого и настоящего.

К. Юнг рассматривал как и З. Фрейд либидо как общую жизненную энергию. Но, по мнению К. Юнга, либидо включает в себя наряду с сексуальностью и другие стремления – к удовольствию и творчеству. Творческое начало человека заключено в его бессознательном, но творчество зависит от характера восприятия мира сознанием. В сознании человека может оказаться ведущей (доминирующей) любая из составляющих. Это, во первых, определяет характер приёма и переработки информации человеком и, во-вторых, служит критерием классификации типов людей. В частности, можно выделить такие типы: ощущающий (образы формируется прежде всего на основе текущего восприятия), мыслительный (в формировании образов превалируют умственные аналитические процессы), чувственный (наибольший вклад в формирование образов вносят чувства, эмоции, интуитивный (характерна опора на предчувствия, интуицию). Наиболее известным вкладом К. Юнга в психологию считается описанные им две основные направленности или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Рассматривая вопрос о развития личности, К. Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. По мнению, многих К. Г. Юнг – один из великих творческих мыслителей прошлого столетия, а его теория повлияла на многие умы в самых разных областях науки и культуры за пределами психологии.

Индивидуальная психология А. Адлера. Личность рассматривается в качестве субъекта собственной жизни, а не марионетки «в руках» жизненных обстоятельств. Альфред Адлер отрицал положение З. Фрейда и К. Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в поведении человека. Не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на других людей – вот та главная сила, которая определяет поступки и поведение людей. В историю психоанализа А.Адлер вошёл как автор «комплекса неполноценности», который развивается с детства по трём причинам: из-за дефекта того или иного органа, чрезмерной опеки и отвержения со стороны родителей. Каждый из этих трёх видов страданий детей может решать играющую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным изменениям. Однако глубокое осознание своей неполноценности препятствует позитивному росту и развитию. В ответ на комплекс неполноценности человек прибегает к гиперкомпенсации, выражающейся в стремлении преувеличивать свои физические или интеллектуальные возможности. Это стремление к превосходству, по мнению А.Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. А. Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивида и определённое влияние на его формирование оказывает порядок рождения ребёнка. Движущей силой развития личности выступает и социальный интерес (социальное чувство) – стремление сотрудничать с другими людьми. Социальный интерес имеет врождённые задатки, но окончательно формируется лишь в ходе воспитания.

Индивидуальная психология А, Адлера внесла большой вклад в психологию семейных отношений, клиническую психологию. Последователи этой теории личности в западной Европе и США объединены в ассоциации, существуют институты индивидуальной психологии и издаются журналы по индивидуальной психологии на немецком и английском языках.

Поведенческая теория личности. В поведенческой теории личности наметились два направления: 1) рефлекторно-поведенческое направление - классический бихевиоризм Дж. Уотсона, теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера; 2) социально-поведенческое направление - социально-когнитивная теория личности А. Бандуры, теория социального научения Дж. Роттера.

Основные положения бихевиоризма таковы:

§ Изучать в человеке можно лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как совокупность реакций на стимул, т. е. между стимулом S и реакцией R, имеется некий «чёрный ящик» не подлежащий познанию. Стимул – это то, что предшествует поведению и вызывает его. Зная характеристики стимула и учитывая прошлый опыт человека, можно предсказать его поведение. Человек – это живое существо, поведение которого может жёстко программироваться (изменяй стимул – наблюдай реакции – получай поведение). Основная формула бихевиоризма: S – R (стимул - реакция); эта связь становится сильнее, если человек получает положительное или отрицательное подкрепление.

§ Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. Среда формирует поведение путём стимулов и подкреплений. Подкрепление это последствие поведения; если последствия нежелательны для индивида, поведение его затормаживается, если благоприятны, поведение воспроизводится вновь.

§ Личность есть совокупность поведенческих реакций. Личность- продукт научения, психологические же свойства – это обобщённые поведенческие рефлексы и социальные навыки.

Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера. Научающе-бихевиориальный подход к личности утверждает, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Беррес Скиннер отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиологическим объяснением поведения. Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Адаптация человека к среде осуществляется на основе проб и ошибок. Те из них, которые оказываются полезными для человека, закрепляются, становятся преобладающими в произвольном поведении. Подобные реакции называются оперантными. Подкрепление – ключевая концепция системы Б. Скиннера. Подкрепление усиливает поведение. Подкрепление может быть положительным (оно что-то добавляет к ситуации) и отрицательным (устранение чего-либо из ситуации). Б. Скиннер отдаёт предпочтение положительному подкреплению. Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В своих представлениях о развитии личности Б. Скиннер продолжает подчёркивать важность режимов подкрепления в процессе усвоения и исполнения поведения. По мере того, как ребёнок развивается, реакции усваиваются и остаются под контролем подкрепляющих воздействий со стороны окружающей среды.

Б. Скиннер рассматривал «личность» только как набор форм поведения, которые характерны для данного человека. Личностные различия – есть индивидуальные различия в поведении. Человек таков, каким он научился быть. В течение жизни поведение людей может меняться под воздействием меняющегося окружения. Скиннер объяснял жизненные кризисы личности изменением, прежде всего, окружения. Идеи Б. Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение: программированное обучение, бихевиоральные тренинги, оперантные методики.

Теория социального научения Дж. Роттера. Основное кредо данной теории - положение о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними факторами личности (установки, ожидания, цели, самоопределения, вера) и средой (окружением). Также в теории существует положение, что поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям. По Джулиану Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное поведение в конечном счёте приведёт к будущим поощрениям. В центре внимания теории социального научения лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Он полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырёх переменных:

1) поведенческий потенциал – каждый человек обладает определённым набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;

2) ожидание - на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определённое подкрепление будет после определённого поведения в определённой ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению);

3) ценность подкрепления - на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то более ценит деньги, или более чувствителен к наказанию и т.п.);

4) психологическая ситуация - социальные ситуации таковы, какими их воспринимает человек, независимо от того, насколько странным покажется её трактовка другим людям.

Дж. Роттер объединяет эти переменные в основную формулу прогноза, которая показывает, что потенциал данного поведения в специфической ситуации является функцией ожидания того, что подкрепление последует за этим поведением, плюс ценность ожидаемого подкрепления. Кроме того он утверждает, что цели определяют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей: потребность чувствовать себя компетентным, потребность в защите, в доминировании, в независимости, в любви и привязанности и физическом комфорте. Эти потребности применимы к прогнозу поведения человека.

Основном конструктом социально-научающей теории Дж. Роттера является локус контроля, который представляет собой обобщённое ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. локус контроля может быть экстернальным и интернальным.

Акцент Дж. Роттера на важности социальных и когнитивных факторов в объяснении научения человека расширяет границы традиционного бихевиоризма.

Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Эта теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты. Альберт Бандура признаёт важность внешнего подкрепления в процессе научения, но не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется поведение человека. Новые формы поведения личность может приобрести и в отсутствие внешнего подкрепления посредством примера: человек наблюдает, что делают другие, а затем повторяет действия. Это акцент на научении через наблюдение является характерной чертой теории А. Бандуры. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы. Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. В саморегулировании важное значение придаётся основным процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. В последние годы А. Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитиную теории, включив в неё когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов социального функционирования. Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. А. Бандура является усердным исследователем,, причём он регулярно знакомится с результатами исследований, проводимых другими специалистами.

Гуманистическое направление в психологии личности К. Роджерса, А. Маслоу. Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством А. Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше её рассматривать как движение? т.е группу теоретических подходов к личности. Основная идея этих теорий состоит в том, что человек от природы, изначально хорош собой и способен к самосовершенствованию и личностному росту. В гуманистической теории личности можно выделить два направления: клиническое и мотивационное. Клиническое или феноменологическое направление представлено теорией личности Карла Роджерса. Он считал, что важнейший мотив жизни человека – актуализация, то есть стремление к максимальному выявлению лучших качеств своей личности, заложенных от природы, и к реализации способностей с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным. Стремление к актуализации врожденно. Цель жизни, согласно К. Роджерсу, состоит в том, чтобы реализовать весь свой врождённый потенциал, быть полностью функционирующей личностью. Однако самоактуализация не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. Но одни люди достигают большей самоактуализации, чем другие. Они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать полноценным, творческим и автономным. Зрелая личность является «полноценно функционирующим» человеком, реализующим свой потенциал и движущимся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Для такой личности характерны открытость собственным переживаниям, экзистенциальный образ жизни, доверие к себе в процессе принятия решений, свобода как ощущение себя хозяином жизни. Ядром, центром личности является Я-концепция. Поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Главной темой для К. Роджерса была психотерапия. Поэтому теория развития личности выступает скорее не как самостоятельная концепция, а как вспомогательная, призванная объяснить происхождение различных проблем в личностном развитии.

Мотивационное направление представлено теорией личности Абрахама Маслоу. Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Он говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности врождённые и представил свою концепцию иерархии потребностей. Человек есть уникальное, единое, организованное целое. Человек имеет потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Творчество есть универсальная характеристика человека, это неотъемлемое свойство природы человека. Творчество – универсальная функция человека, которая ведёт ко всем формам самовыражения. Самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать. Самоактуализирующиеся люди- люди, которые удовлетворили свои потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми. Теория личности А. Маслоу основана на изучении здоровых и зрелых людей. Он называл свой подход «психологией третьей силы». Эта самая оптимистическая концепция о природе человека.

Когнитивное направление в теории личности. Джорджа Келли и его теория личностных конструктов. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи чётких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Дж. Келли сравнивал людей с учёными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий. Конструкты биополярны и дихотомичны, они организованы в систему, в которой одни конструкты являются подчиняющими, а какие-то – подчинёнными по отношению к другим частям системы.

В его теории – личность индивида представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включённых в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Узнать личность - значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. По Дж. Келли, человек испытывает тревогу, когда осознаёт, что события лежат за рамками системы конструктов, переживает страх, когда новый конструкт появляется на горизонте, и чувствует угрозу, когда возникает опасность обширных изменений в системе конструктов. Дж. Келли разработал репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест) для диагностики содержания системы конструктов человека и её структуры. Теория личностных конструктов подчёркивает целостность личности, возможность человека познавательно конструировать мир. Келли утверждал, что его теория может быть применима к разрешению международных проблем. Он полагал, что мир без войны зависит от способности людей, представляющих различные правительства, понимать конструкты друг друга.

Диспозициональное направление в теории личности: Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттел. Диспозициональное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющиеся с течением времени и в различных ситуациях кроме того, подчёркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам. Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для неё поведение и мышление. Г. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определятся как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Г. Олпорт также выделял общие и индивидуальные склонности. Первые – это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей. Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, получил название проприума. Эта концепция обозначает «Я как познаваемое» и включает все аспекты индивидуума, участвующие в создании внутреннего чувства целостности. Другим ключевым моментом в теории Г. Олпорта является концепция функциональной автономии. Она гласит, что мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Г. Олпорт выделяет устойчивую функциональную автономию (механизмы обратной связи в нервной системе) и собственно функциональную автономию (приобретённые человеком интересы, оценки, отношения и намерения). Собственно функциональная автономия способствует развитию истинно зрелой личности, характерные особенности которой Г.Олпорт описал весьма подробно. Несмотря на то, что теория черт личности на сегодняшний день не стимулировала ни одного эмпирического исследования, прямо поддерживающего её основные концепции, Г. Олпорт внёс довольно интересный эмпирический вклад в персонологию.

Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела, которая основана на использовании точных эмпирических методах исследования. Личность рассматривается автором как то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. По мнению Р. Кеттелла, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах. Структуру личности он описывает состоящей из примерно 16 факторов – исходных черт. В свою очередь исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформированные окружающей средой. Умение, или способность, темперамент и динамические черты представляют собой дополнительные категории квалификации черт личности в системе Р. Кеттелла. Кеттелл различает также общие и уникальные черты. Для идентификации исходных черт Р. Кеттелл использует три типа данных: регистрация жизненных факторов (L - данные), результаты применения опросников самооценки (Q - данные) и объективные тесты (ОТ – данные). Он считает, что личность на одну треть определяется генетикой и на две трети – влиянием окружения. Р. Кеттелл разработал вопросник «Шестнадцать личностных факторов», а также методы определения генетического вклада в личностные характеристики. Ему удалось организовать кросс-культурные исследования личности.

Теория типов личности Ганса Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные и специфические реакции. Г. Айзенк обнаружил два базовых параметра личности: интроверсия – экстраверсия и невротизм. Затем он выделил и третий параметр, который назвал психотизм. Он подчёркивал, что типы личности не являются дискретными и что большинство людей не попадает под крайние параметры. Г. Айзенк придаёт генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Р. Кеттелл. Г. Айзенк разработал опросники для измерения личности по параметру: экстраверсия – интроверсия. Его личностные тесты переведены на многие языки и используются в исследованиях по всему миру. Г. Айзенк постоянно подчёркивал ценность как экспериментального исследования, так и и корреляционного анализа.

Большое количество теорий личности позволяет выбирать ту или иную теорию не только для объяснения психического мира человека и его поведения, но и определения наиболее эффективных способов воздействия на него в зависимости от ситуации, поставленных задач и имеющихся возможностей. Следует отметить, что исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной особенностью современных исследований является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований. Современные компьютерные средства в значительной степени облегчают использование математических методов моделирования в решении прикладных психологических задач, что предоставляет психологам широкие возможности для разработки новых экспериментальных подходов к исследованию личности.

Литература для самообразования и углубленного изучения темы.

  1. Батаршев А.В. Психология личности и общение. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003- С. 14-42.
  2. Бирюкевич Е.А. Теории личности: Пособие для студентов высших учебных заведений – Брест: БрГУ им. С.А. Пушкина, 2001 – С. 21-74.
  3. Богомаз С.Л.Сопоставительный анализ механизмов психологической самозащиты в теориях З. Фрейда и К. Роджерса // Индивидуальная образовательная траектория личности как субъекта поликультурного мира: сборник научных статей / Под общ. Ред. С.Л. Богомаза – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007 – С.36-47.
  4. Введение в психологию / Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. и др. Под общ. Ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. СПОМИОРА. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007 – С. 522-549.
  5. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии – М.: Изд-во Моск. университета, 1982.
  6. Клонигер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонигер – СПб.: Питер, 2003 – С..56- 570.

7. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб: Изд-во «Речь», 2002.

  1. Первин Л., О. Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001 – С. 98-528..
  2. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Изд-ние третье, допол. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2002 – С. 75-454.
  3. Романин А.Н. Психоанализ: курс лекций / А.Н. Романин – М.: КНОРУС, 2005 – С. 44-221.
  4. Тайсон Р., ТайсонФ. Психоаналитические тории развития: Пер. с англ. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006 – С.105-573.
  6. Холл Келвин С.. Линдсей Гарднер. Теории личности – М.: «КСП +», 1997. – 45- 447.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: