Таблица № 12
Обзор теории З. Фрейда
Параметры | Содержание |
Основные идеи | Изначальный конфликт человека и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социальному миру. Неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Инстинкты движущая сила поведения. Существуют две основные группы инстинктов – инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Сексуальная мотивация является основой личности. Состояние нарастающего напряжения является результатом не находящей выхода энергии либидо. Творчество человека – результат преобразования его энергии либидо. |
Основные понятия | Уровни психики: сознание, предсознание, бессознательное. Психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), инстинкт жизни, инстинкт смерти, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт. |
Методы исследования | Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, оговорок и ошибок. |
Структура личности | Структура личности: Ид как инстинктивное ядро личности. Эго –рациональная часть личности. Суперэго - моральная сила личности. |
Индивидуальные различия | Люди отличаются защитными механизмами своего эго, контролирующего проявление примитивных сил в личности. |
Развитие личности | . Переживания в первые пять лет жизни имеют решающее значение для формирования личности. Оральные, анальные и фаллические (эдиповы) психологические конфликты являются центральными. Взрослая личность меняется незначительно. |
Достоинства теории | З.Фрейд ввел в науку понятие бессознательного, как сферу изучаемую и управляемую косвенными методами. Разработал методики анализа и терапии. Служит источником открытий и изучения многих интересных феноменов. Осознаёт сложность человеческого поведения |
Направления критики теории | Преувеличение роли сексуальных инстинктов в этимологии истерий и неврозов. Не все понятия удаётся ясно и строго определить. Делает эмпирическую проверку затруднительной, а иногда и невозможной. Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных. Придерживается спорного представления о человеке как энергетической системе. Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами детского и подросткового возраста |
Таблица № 13
|
|