Изучение этой системы важно для оценки состояния здоровья организма, а также для контроля за изменениями в функционировании аппарата внешнего дыхания в динамике занятий физкультурой и спортом. Несомненно его значение для неспециалиста в этой области при проведении самоконтроля за организмом по результатам доступных показателей.
Цель: освоение методики проведения проб, оценивающих данную систему и овладение особенностями анализа полученных результатов.
Необходимая аппаратура: спирометр сухой, секундомер, спирт, вата, пневмотахометр, таблицы Гаррис-Бенедикта.
Алгоритм выполнения заданий: проработать терминологический словарь по данному разделу. Затем студенты, разбившись попарно, выполняют друг на друге нижеприведенные задания, фиксируют результаты в протоколе. По окончании исследования проводится сопоставление результатов с нормативными значениями, делается вывод о функциональном состоянии исследуемой системы.
Исследование данной системы начинается с проведения анамнеза, в котором особое внимание уделяется заболеваниям органов дыхания: пневмония острая, хроническая, бронхит острый, хронический, ОРВИ, грипп, ринит, гайморит и др.
|
|
Задание № 1. Провести анамнез.
1. Перенесенные в течение жизни заболевания органов дыхания (частота, исход, средства лечения, длительность заболевания).
2. Наличие наследственных заболеваний органов дыхания в семье инфекционной или аллергической природы (бронхиальная астма, туберкулез).
3. Самочувствие испытуемого на данный момент (наличие жалоб на кашель, насморк; отсутствие носового дыхания), курение (количество выкуриваемых сигарет, кашель по утрам).
Сведения, выявленные с помощью анамнеза, помогают оценить функциональную достаточность дыхательной системы исследуемого, позволяют определить направленность мышечной деятельности, которая будет способствовать увеличению резервной активности этой системы.
Задание № 2. Определение частоты дыхания (ЧД) по движению грудной клетки.
В покое составляет 16...18 в 1 мин. в положении сидя, 18...20 - стоя.
Задание № 3. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), т. е. объема воздуха, выдыхаемого из легких после максимального вдоха. Измеряется спирометром 2-3 раза. Выбирается либо максимальная величина, либо средняя. Показатель выражается в мл (или в л). Делается медленный выдох в прибор стоя, с зажатым носом.
Для оценки этого показателя (фактическая ЖЕЛ - ФЖЕЛ) надо рассчитать должную ЖЕЛ (ДЖЕЛ) в соответствии с весом, ростом, полом и возрастом.
Сначала по таблице Гаррис-Бенедикта (табл. 4, 5), считают должный основной обмен (ДОО): ДОО = А + Б,
|
|
где А - фактор веса, Б - фактор роста и возраста.
для мужчин ДЖЕЛ = 2,6 ДОО,
для женщин ДЖЕЛ = 2,3 ДОО
ДЖЕЛ можно определить также по формулам Болдуина, Курнана и Ричардсона:
для мужчин ДЖЕЛ = (27,63 - 0,112 В) · Н
для женщин ДЖЕЛ = (21,78 - 0,101 В) ·Н
где В - возраст в годах, Н - рост в см.
Отклонения ФЖЕЛ от ДЖЕЛ должно составлять не более ±15 %:
Если ДЖЕЛ —> 100, ФЖЕЛ —> Х, то
Х = (ФЖЕЛ · 100) / ДЖЕЛ (в %)
Провести определение должной ЖЕЛ по номограммам (см. рис. 1, 2), сравнить с фактической ЖЕЛ, сделать вывод.
Задание № 4. Оценить изменения ЖЕЛ по данным функциональных проб.
1. Проба Розенталя: 5-кратное измерение ЖЕЛ с интервалом в 15 сек. При хорошем функциональном состоянии у тренированного спортсмена отмечается увеличение ЖЕЛ от измерения к измерению. При неизменной жизненной емкости - удовлетворительное состояние, при снижении ЖЕЛ -неудовлетворительное состояние;
2. Проба Шафрановского (динамическая спирометрия) заключается в измерении ЖЕЛ до и после стандартной физической нагрузки.
Методика пробы: измеряется ЖЕЛ в покое, затем выполняется трехминутный бег на месте в темпе 180 шаг/мин, (для женщин - двухминутный бег; для школьников - подъем на ступаньку высотой 22,5 см в темпе 16 шагов в минуту). Вновь измеряется ЖЕЛ в первые 15 сек., в конце 1, 2 и 3 минут восстановления.
Оценка результата: если ЖЕЛ возрастает после пробы более, чем на 200 мл, то результат хороший, разница в ±200 мл - удовлетворительный (восстановление на 2-й или 3-й минутах), если ЖЕЛ уменьшается на 200 мл и более и не восстанавливается в первые 2-3 минуты, то проба неудовлетворительная.
3. Проба Лебедева заключается в четырехкратном измерении ЖЕЛ до и после тренировки. Используется при врачебно-педагогических наблюдениях. При больших нагрузках ЖЕЛ после тренировки может снижаться не более, чем на 300-500 мл, а после обычных нагрузок ЖЕЛ не изменяется.
4. Проба Тиффно-Вотчала. Это определение форсированной (при резком вдохе) ЖЕЛ за 1, 2, 3 секунды. В норме составляет 80-85 % от ЖЕЛ у незанимающихся спортом, примерно равна ЖЕЛ у спортсменов.
Задание № 5. Проба Серкина выполняется в три ступени:
а) выполняется задержка дыхания на вдохе в положении сидя;
б) выполняется нагрузка в виде 20 приседаний за 30 сек. и сразу делается задержка на вдохе;
в) спустя 1 минуту выполняется задержка дыхания на вдохе сидя.
Задание № 6. Определение бронхиальной проходимости (БП),
то есть объемной скорости вдыхаемого и выдыхаемого воздуха за единицу времени. Проводят с помощью пневмотахометра. Делается резкий вдох или резкий выдох в мундштук прибора и по отклонению стрелки на внутренней шкале отмечают БП. Полученные значения на вдохе и выдохе сравнивают с должным (ДБП):
ДБП = ДЖЕЛ · 1,27 (для выдоха).
ФБП = ДПБ ± 15 %,
где ФБП - фактическая БП на выдохе.
Средние значения БП: 5-8 л/с для мужчин и 4-6 л/с для женщин..
Задание № 7. Проведение проб с задержкой дыхания (нос зажат).
1. Проба Штанге - время задержки дыхания после глубокого вдоха в сек. Должна составлять, в норме 60...90 сек., у детей - 16...55 сек., спортсмены высокой квалификации - до 5 мин.
2. Проба Генчи - время задержки дыхания на выдохе в сек. У взрослых в норме составляет 30...45 сек., у детей - 12...15 сек., спортсмены высокой квалификации - до 60...90 сек.
На основании выполненных исследований делается общее заключение о функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания. Даются рекомендации о необходимости увеличения силы дыхательных мышц и функционального состояния дыхательной системы, как одного из факторов, лимитирующих работоспособность организма.