Протекторат Кромвеля. Возрождение монархии в Англии

Гражданская война резко ухудшила положение народных масс. Так, буржуазия и джентри все свои проблемы переложили на плечи народа. Также огромное недовольство вызвала аграрная политика Долгого парламента. Другим шагом, вызвавшим волнения в отдельных слоях населения, является тот факт, что в 1645 г. были полностью отменены феодальные повинности владельцев рыцарских земель в пользу короны, сохранились лишь такого рода платежи в пользу лендлордов. Также велась распродажа королевских земель, имений мятежных лордов и церкви в интересах буржуазии, джентри. Недовольство народных масс также вызвало отсутствие религиозной и политической свободы в стране. Начались волнения в армии, из-за того, что солдаты требовали проведения демократических реформ. Кромвелю с трудом удалось подавить эти выступления. 16 декабря 1653 г. могущественный Совет офицеров провозгласил Кромвеля лордом-протектором Англии, а также выработал конституцию страны – «Орудие управления». Законодательная власть принадлежала пожизненно назначаемому лорду-протектору и однопалатному парламенту. Глава государства утверждал принятые парламентом билли, при чрезвычайных обстоятельствах мог сам издавать законы. Рассматривая государственный аппарат Англии в этот период истории, следует отметить, что исполнительная власть вручалась лорду-протектору.

Так, он обладал следующими полномочиями:

1) назначал должностных лиц;

2) присваивал титулы и звания;

3) пользовался правом помилования (за исключением осужденных за убийство и измену);

4) ведал международными делами;

5) с согласия большинства членов правительства (Государственного совета) мог объявлять состояние войны и заключать мир;

6) между сессиями парламента лорд-протектор единолично командовал армией и флотом;

7) при определенных условиях оп вводил и взыскивал своей властью налоги.

Парламент – законодательный орган Англии – должен был созываться раз в три года. Право голоса на выборах получили лица, владевшие имуществом стоимостью 200 фунтов стерлингов. Рассматривая административно-территориальное деление страны, отметим, что Кромвель разделил страну на 11 военных округов, власть в которых перешла к ответственным лично перед ним генерал-майорам. Последние годы правления лорда-протектора представляли открытую диктатуру. Англия постепенно начала восстанавливать монархию. Причиной этому являлась ограниченность социальной базы английской революции, сдерживавшей развитие монархии. Так, буржуазия могла сохранить свои позиции, лишь идя на уступки феодальному дворянству. Союз между ними был закреплен в Бредской декларации 1660 г. (согласно данному документу Карл II даровал прощение всем лицам, принявшим участие в борьбе с королем, если те в течение 40 дней со дня опубликования данного акта дадут обещание быть лояльными подданными). В этой декларации провозглашалась свобода совести – впервые в истории европейских стран того времени. Монарх поклялся признать действительными все заключенные во время революции сделки. Имения, конфискованные у короны, подлежали безусловному возврату Карлу II без всякой компенсации с ого стороны. Однако король не получил назад свою собственность. В 1661 г. был созван парламент в силу преобладания в нем сторонников короля получил название Кавалерского. Вследствие своей продажности он заслужил также прозвище Пенсионерского. Опираясь на него и пользуясь временной поддержкой буржуазии, Карл II правил почти самодержавно. Он начинает формировать собственную армию.

Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между просвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление просвитериан в поддержку короля привело ко второй гра­жданской войне. В декабре 1648 г., учитывая "левеллерские" настроения основной части армии, индепендентское руко­водство провело чистку парламента от активных пресвитериан. Политическая власть перешла в руки индепендентов.

4 января 1649 г. палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г, королев­ское звание и верхняя палата были упразднены.

Конститу­ционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись "представители народа в Парламен­те" (индепенденты, представители интересов средней городской буржуазии и части дворянства - джентри). Высшим органом исполнительной власти стал Государ­ственный совет, который нес ответственность перед парла­ментом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом.

По мере развития революции иссякало «свободолюбие» одной прослойки буржуазии за другой. Если пресвитериане еще были в состоянии начать гражданскую войну против короля, то они оказались абсолютно неспособными закрепить одержанную в ней народными массами победу, и движение этих масс смело их самих со сцены. Пришедшие на смену им индепенденты под давлением народа отважились на казнь короля и провозглашение республики, но это был предел их революционных возможностей. Далее началась индепендентская буржуазная реакция.

Однако народные низы не хотели остановиться на этом. Революция была и теперь для них далеко еще не завершенной. Их экономическое положение становилось с каждым годом все более тяжелым. Продолжавшийся застой в торговле и промышленности означал массовую безработицу в Лондоне и других промышленных районах. Неурожаи 1647 и 1648 гг. сделали для многих хлеб недоступной роскошью. Многочисленные петиции, обращенные к Государственному совету, отмечали низкий уровень заработной платы, дороговизну продовольствия и топлива. Гражданская война закончилась, но на плечах народных масс продолжало лежать непосильное бремя налогов. За исключением провозглашения республики, не было осуществлено ни одно из многочисленных требований «Народного соглашения». Массовая распродажа коронных и церковных владений лишь обогащала богатых покупщиков и земельных спекулянтов, крестьянское же землевладение не только не было ограждено от «воли лордов», но подвергалось усиленному гнету со стороны «новых собственников». Республика 1649 г. не только не запретила огораживание общинных земель, но дала им новый толчок. Реформа права и суда так и не была осуществлена правосудие из-за дороговизны и волокиты осталось недоступным для бедняков. Наконец, ничего не было сделано, чтобы обеспечить работой тысячи пауперов, погибавших от нужды. Индепендентская республика оказалась «раем» только для богатых.

Установление республики в наиболее демократической в существующих условиях формы правления, стало вер­шиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, рас­продажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значи­тельную часть индепендентов в крупных земельных собст­венников, стремившихся к прекращению революции. На­против, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразо­ваний. В армии, состоящей в основном из среднего кресть­янства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опи­раясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглаше­нием "протектората".

В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного «Орудие управления». Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Анг­лии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лор­да-протектора и народа, представленного в парламенте. Что­бы в однопалатный парламент попали только представите­ли буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий иму­щественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участво­вавшие в войне на стороне короля.

Исполнительная власть в государстве вверялась лор­ду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор на­делялся широкими полномочиями. Он осуществлял коман­дование вооруженными силами, с согласия большинства со­вета мог объявлять войну и заключать мир, назначать но­вых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился еже­годный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким обра­зом, финансовые прерогативы лорда-протектора практиче­ски стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: