План.
1. Попытки объединения Германии в первой половине XIX в.
2. Революция 1848-1849 гг. и ее влияние на государственное разви-
тие Германии.
3. Объединение Германии.
4. Образование Германской империи. Конституция 1871 г.
5. Германское государство в конце XIX - начале XX вв.
1. Попытки объединения Германии в первой половине XIX в.
К началу XIX в. Германия была отсталой страной, в которой сохранялись раздробленность и многочисленные феодальные пережитки. На ее территории насчитывалось более 300 государств, в основном, мельчайших. Они были полностью суверенными, но формально объединялись в конфедерацию под названием «Священная Римская империя германской нации», существовавшую уже более 800 лет. В 1806 г. император Франции Наполеон Бонапарт упразднил ее. Под давлением Франции из ряда государств Западной Германии в 1805 г. был создан Рейнский союз, который, по существу, стал протекторатом, зависимым от Франции. В западных германских областях было отменено крепостное право, сословные привилегии дворянства и духовенства, введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г., реорганизована судебная система.
В 1815 г., после разгрома наполеоновских войск Пруссия, Австрия, Россия и Англия стали устроителями Венского конгресса держав-победительниц. Для сохранения военно-политического равновесия в Европе великие державы решили создать на территории Германии новое государственное объединение - Германский союз. Он представлявший собой крайне расплывчатую конфедерацию, в которой отсутствовали центральные органы власти и управления. Союзный сейм состоял из представителей отдельных германских государств, не имеющих самостоятельных полномочий, призванных действовать только с согласия своих правительств. В 1815 г. Германский союз включал 41 государство, а в 1866 г. (ко времени роспуска) -35 государств. Господствующее положение в союзе занимали Австрия и Пруссия. Все объединившиеся государства сохраняли свой суверенитет и самостоятельность, сохранялись даже таможенные пошлины между ними.
2. Революция 1848-1849 гг. и ее влияние на государственное
развитие Германии.
В феврале 1848 г. началась буржуазно-демократическая революция в Пруссии, а затем в Австрии и в других государствах Германии. Революция должна была решить вопросы объединения Германии, демократизации общественной и политической жизни, отмены феодальных пережитков, дальнейшему развитию капиталистических отношений.
На этом фоне усиливалась и австро-прусская конкуренция за первенство в Германии. Создав и возглавив сначала Германский таможенный союз (1834 г.), а затем Налоговый союз, Пруссия постепенно становилась самой мощной немецкой державой, все более вытеснявшей Австрию, сначала экономически, из Германского союза. В итоге сложилось два пути немецкого объединения: «малогерманский» во главе с быстро набирающей силу Пруссией и «великогерманский» во главе с Австрией.
Созданное в ходе революции Национальное собрание в марте 1849г. приняло по тем временам самую демократическую конституцию в немецкой истории. Она провозглашала создание единого германского государства. Парламент должен был избираться на основе всеобщего, равного и тайного избирательного права. Закреплялись уничтожение сословий, неприкосновенность личности, равенство всех перед законом, свободу слова, совести, собраний, союзов.
Но Национальное собрание было разогнано прусскими войсками, и конституция не вступила в силу.
После подавления революции король Пруссии утвердил в январе 1850 г. первую в истории Пруссии конституцию. Это была одна из самых реакционных конституций. Не случайно она стала впоследствии образцом для абсолютистской конституции Японии 1889 г.
Здесь было немало демократических норм: равенство всех пруссаков перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, право на собрания и образование обществ, тайна переписки. Однако ни одно из этих демократических положений не содержало гарантий их осуществления. В конституции указывалось лишь, что позже будут изданы специальные законы для реализации этих прав и свобод, однако они так и не были изданы.
Глава государства, прусский король, обладал обширнейшей компетенцией. Ему принадлежали законодательная власть (совместно с парламентом), высшая исполнительная власть, право назначения и отзыва министров, объявления войны и заключения мира, верховное командование армией. Король назначал членов верхней палаты ландтага, созывал и закрывал его сессии. Судебная власть также осуществлялась от имени короля судьями, которые назначались им на пожизненный срок.
Парламент (ландтаг) состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата господ назначалась королем, палата депутатов избиралась населением, которое делилось на три избирательных курии по величине уплачиваемых налогов. Каждая из трех групп избирала треть состава нижней палаты ландтага. Однако эти группы избирателей были неравными друг другу. Фактически один голос избирателей I курии приравнивался в разные годы к 5, 10, а то и 18 голосам избирателей III курии. Таким образом, конституция Пруссии фактически утверждала прежние сословно-феодальные, абсолютистские порядки.
3. Объединение Германии.
Образование Германского союза не решило проблемы объединения Германии. К середине XIX в. сложилось два возможных пути немецкого объединения: «малогерманский» во главе с быстро набирающей силу Пруссией и «великогерманский» во главе с Австрией.
Ускоренное экономическое развитие Пруссии в 40-50-е гг., изменения в международной обстановке в 50-60-е гг. XIX в. обеспечили в итоге объединение Германии по «малогерманскому» пути - без Австрии под главенством Пруссии. В 1866 г. Пруссия выступила с предложением к другим немецким государствам создать демократический общегерманский парламент (рейхстаг). Но при этом она потребовала исключить «реакционную» Австрию из будущей Германии. Это привело в итоге к австро-прусской войне 1866 г. После разгрома Австрии Пруссия добилась исключению этой империи из Германского союза. К тому же многонациональная Австрия все менее и менее становилась немецким государством.
В результате Пруссия стала создавать немецкий союз под собственным руководством. В 1866 г. был образован Северо-Германский Союз (СГС), в который вошли все северные и ряд западных и южных немецких государств. Конституция Северо-Германского Союза открыто закрепила прусскую гегемонию в Союзе, передав прусскому королю должность президента. Ему же была передана и вся полнота исполнительной власти.
4. Образование Германской империи. Конституция 1871 г.
Объединение немецких земель под властью Пруссии становилось все более опасным для Франции. В 1870 г. император Франции Луи Бонапарт развязал войну с Пруссией, рассчитывая на быструю победу. Однако армия Франции быстро была разгромлена Пруссией. В результате Северо-Германский Союз присоединил к себе еще ряд южных немецких территорий и получил огромную контрибуцию с Франции.
Спустя несколько месяцев на основе Северо-Германского Союза была создана новая (вторая) Германская империя. Акт о провозглашении империи был издан в январе 1871 г., а в мае того же года вступила в силу имперская конституция. Германская империя формально являлась федерацией 25 союзных немецких государств (земель). Только Германская империя имела право осуществлять руководство внешней политикой, вооруженными силами, чеканку монеты и управление финансовой и хозяйственной деятельностью империи, организация судопроизводства и т.д.
Верховенство Пруссии в империи было четко выражено в конституции. Только прусский король мог стать германским императором; в Союзном совете голос Пруссии был решающим. Изменение конституции империи не могло произойти без согласия Пруссии.
Главой государства являлся кайзер, или император, который являлся одновременно королем Пруссии. Кайзер имел право объявлять войну и заключать мир, назначать и принимать послов, созывать и закрывать заседания представительных органов государства - Союзного совета и рейхстага. Император обнародовал имперские законы, следил за их исполнением, издавал указы, которые скреплялись подписью императорского канцлера.
Государственными делами империи непосредственно управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер (рейхсканцлер). Он стал единственным имперским министром, который стоял во главе всех имперских ведомств и учреждений (за исключением военного и военно-морского). Руководители этих учреждений - государственные секретари - назначались канцлером и подчинялись ему.
Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг) стали двумя представительными органами власти Германской империи. Бундесрат состоял из уполномоченных всех земель империи, руководил им прусский представитель. Пруссии же принадлежала треть всех голосов Совета. Союзный совет являлся верхней палатой парламента, принимавшей вместе с рейхстагом законы империи. Он также принимал участие в назначении ряда высших должностных лиц (членов имперского суда, счетной палаты и др.), являлся арбитром в конфликтах между союзными государствами, входящими в империю, имел право роспуска рейхстага.
В отличие от Союзного совета рейхстаг олицетворял народное представительство объединенной Германии. Конституция закрепила за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждение имперского бюджета и осуществление других финансовых полномочий, одобрение международных договоров и пр. Однако бюджетные полномочия рейхстага часто серьезно ограничивались императором (например, при рассмотрении военных расходов).
5. Германское государство в конце XIX - начале XX вв.
В 1878 - 1890 гг. действовал «исключительный» закон против социалистов, который ограничивал деятельность партии социал-демократов, состоявшей из рабочих.
После отставки канцлера Бисмарка в начале 1890-х гг. началась постепенная либерализация режима. Германские социал-демократы на легальной основе могли издавать собственные газеты и журналы, проводить демонстрации и собрания.
В период первой мировой войны (1914-1918 гг.) в Германии стал складываться режим военной диктатуры, выражающей интересы самых агрессивных кругов монополистического капитала и юнкерства Германии. На основании Закона об осадном положении вся полнота власти на местах передавалась командующим военными округами. В Пруссии и других землях были ужесточены нормы уголовного права; введены военно-полевые суды по делам всех лиц, обвиняемых в сопротивлении властям, в государственной измене и в тяжких уголовных преступлениях; введена жесткая военная цензура.
В августе 1914 г. рейхстаг принял Закон о предоставлении чрезвычайных полномочий правительству. Закон 1916 г. «О вспомогательной службе Отечеству» объявил всеобщую мобилизацию населения, а хозяй-
ство империи было передано под военное руководство.
В октябре 1918 г., накануне краха империи была проведена некоторая либерализация режима. Введена обязательная министерская подпись на распоряжения императора, имевшие целью ограничение личных прав и свобод граждан, принят Закон об изменении конституции, который лишил главу государства всех его решающих полномочий, а канцлера, государственных секретарей и генеральный штаб поставил под полный контроль рейхстага. Однако эти изменения не спасли монархию. В ходе начавшейся революции в ноябре 1918 г. Вильгельм II вынужден был отречься от престола. Монархия рухнула.
Самостоятельная работа
Особенности государственного развития Германии в средние века.
Значение наполеоновского господства в Германии. Первые немецкие конституции.
Экономическое развитие Германии после объединения. Особенности германского империализма. Роль военщины.
Вопросы для самопроверки
Какую роль играли император и курфюрсты в «Священной Римской империи германской нации»?
Как наполеоновское господство повлияло на политическое и правовое развитие Германии?
Почему не народ Германии, а монархи сумели объединить Германию?
Чем отличался «малогерманский» путь объединения от «великогер-манского»?
Почему именно Пруссия стала объединителем Германии? Какими способами она этого добилась?
Какую роль играл канцлер в государственном механизме Германской империи?
Чем отличается рейхстаг от ландтага?
Почему Германия стала инициатором первой мировой войны?